Ave Maria через столетия

Продолжительность: 1 час 10 минут

Ave Maria через столетия — в первый весенний месяц дуэт замечательных музыкантов обращается к вечной теме. Анаит Мкртчян и Мансур Юсупов наряду с признанными шедеврами Шуберта и Баха-Гуно, которые у всех на слуху, поразят публику и редко звучащими версиями Ave Mariа, в том числе созданными в наши дни.

Ave Mariа — вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Искренняя и простая молитва, обращенная к Пречистой Деве, вдохновила многочисленных великих композиторов, каждый из которых «услышал» эту молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Вариант Баха-Гуно, в котором сошлись столетия, знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова.

Panis Angelicus — самое известное сочинение выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа, которое композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troix voix Opus 12.

Знаете ли вы, что король мюзиклов и нашумевшей рок-оперы «Иисус Христос –суперзвезда» написал Реквием, удостоенный «Грэмми», обучался в Вестминстерском колледже, религиозная музыка была важной частью его юности, а отец композитора был органистом, писавшим в основном церковную музыку? Реквием, созданный в 1984 посвящён отцу Эндрю Биллу Ллойду Уэбберу, а партия сопрано была написана специально для молодой жены композитора, знаменитой Сары Брайтман. Удивительной красоты ария Pie Jesu стремительно взлетела в британскую Десятку Хитов, а Реквием был удостоен Грэмми в номинации «Лучшая современная классическая композиция».

Сольный орган представлен одной из хоральных обработок Баха и популярнейшей Фантазией соль мажор. Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря.

Ave Maria через столетия — встречаем весну под божественную музыку.

Программа:

  • Франческо Паоло Тости (1846–1916) Ave Maria
  • Луиджи Луцци (1828–1896) Ave Maria
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Иоганн Себастьян Бах Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) BWV 572
  • Сезар Франк (1822–1890) Ave Maria
  • Panis Angelicus
  • Михал Лоренс (1955*) Ave Maria
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная фантазия Allein Gott in der Höh sei Ehr (Единому Богу в Вышних слава) BWV 662
  • Эндрю Ллойд Уэббер (1948*) Pie Jesu из Реквиема
  • Владимир Вавилов (1925–1973) (приписывалось Джулио Каччини) Ave Maria
  • Уильям Гомес (1939–200) Ave Maria

Исполнители:

Лауреат международных конкурсов, солистка Калининградского областного оркестра народных инструментов

Анаит Мкртчян, сопрано

Лауреат Всероссийского и международных конкурсов, титулярный органист Кафедрального собора Калининграда

Мансур Юсупов, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.