Гении барокко и музыка французских соборов

02.06
16:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Гении барокко и музыка французских соборов — за органом московская гостья вечеров на Ковенском Анастасия Сидельникова.

Концерт откроет сочинение Марка Антуана Шарпантье — гениального композитора, надолго забытого после своей кончины, а ныне признанного одним из лучших мастеров эпохи короля Людовика XIV. Благодаря сотрудничеству с Мольером и другими видными драматургами своего времени, Шарпантье с удовольствием творил для театра. В каждой стране удивительный стиль барокко формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Италия — родина барокко — и Германия. Бах и Вивальди — гении, в творчестве которых стиль барокко достиг заоблачных вершин. Лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного венецианца, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов. Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы!

Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия.

Генри Перселл, талант которого наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам, создал музыку к 50 спектаклям! Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра. В его многочисленном наследии — песни, хоры в народном стиле, антемы и великое множество сочинений для различных инструментальных составов и клавира.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Убеждённый «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Готическая сюита Леона Боэльмана — одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия.

За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской поздней романтической школы, большая часть которых — для органа. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.

Гении барокко и музыка французских соборов — потрясающее путешествие по органной Европе!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

Марк Антуан Шарпантье (1643–1704) Прелюдия на Te Deum

Аллесандро Марчелло (1669–1747) Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор

Генри Пёрселл(1659–1695) Фанфары

Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Largo из оперы «Ксеркс»; Allegro maestoso из Сюиты «Музыка на воде»

Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьан Бах(1685–1750) Концерт ля минор BWV 593(RV522) Allegro – Adagio – Allegro

Иоганн Себастьян Бах(1685–1750) Хоральные прелюдии Ich ruf zu dir BWV 639;

O, mensh, bewein dein Sunde gross BWV 622; Токката и фуга ре минор BWV 565

Сезар Франк (1862–1890) Андантино соль минор

Леон Боэльман(1862–1897) Молитва Деве Марии и Токката из «Готической сюиты» ор. 25

Исполнитель:

Анастасия Сидельникова, орган, Москва

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет