Магия барокко и легенды романтизма

Продолжительность: 1 час 10 минут

Магия барокко и легенды романтизма. Скрипка и орган. Музыкальный мост между эпохами. Блистательный век барокко и вольный ветер романтизма. В программе петербургских музыкантов Амуланы Очировой и Александра Грудинкина прозвучат лучшие сочинения двух удивительных эпох.

Иоганн Себастьян Бах — гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. «Если музыка Баха –— это храм, то музыка Генделя – дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы. Иоганн Себастьян Бах никогда не покидал пределов Германии, а рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе и солнечной Италии, которые наряду с Германией по сей день ведут споры по поводу принадлежности Генделя к их культурному наследию.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Знаковое сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Творчество Шумана также представлено этюдами в форме канона для педального фортепиано, гибрида рояля и органа, снабженного ножной клавиатурой по аналогии с органом.

Композиторское наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. В ансамбле скрипки и органа прозвучит знаменитое соло флейты из оперы «Орфей» Глюка, известное в многочисленных инструментальных вариантах под названием «Мелодия».

Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни, скрипача-виртуоза и композитора Фрица Крейслера, создавшего цикл скрипичных пьес «Классические рукописи». Это 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации Крейслер скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям, как истинной музыке.

Вокализ Сергея Рахманинова — сочинение, посвященное примадонне Большого театра — Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов.

Магия барокко и легенды романтизма — музыка для ВСЕХ!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Herr Gott, nun sei gepreiset BWV 601
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Соната ми мажор XWV 533: Adagio – Allegro – Largo – Allegro
  • Иоганн Себастьян Бах Две хоральные прелюдии Wenn nur die Lieben Gott lässt walten BWV 642
  • Liebster Jesu, wir sind hier BWV 633
  • Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Прелюдия и фуга соль мажор op.37
  • Фриц Крейслер (1875–1962) Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни
  • Роберт Шуман (1810–1856) Два этюда в форме канона op.56. Nicht zu schnell. Andantino.
  • Йозеф-Габриэль Райнбергер (1839–1901) Две пьесы для скрипки и органа op.150: Тема с вариациями. Элегия.
  • Иоганн Себастьян Бах Фантазия соль мажор BWV 572
  • Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ op.34, переложение для скрипки и органа

Исполнители:

  • Амулана Очирова, скрипка
  • Александр Грудинкин, орган