Органный концерт «Ave Maria через столетия» в Невской ротонде

Продолжительность: 1 час 10 минут

С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на пяти ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях Северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Ave Maria через столетия. Что может быть прекраснее этой вечной темы в ожидании Рождественского сочельника? VI органный фестиваль «Венок Рождества в ротонде бывшей голландской церкви откроют замечательные петербургские музыканты Анна Аджемова и Мария Лобецкая. К великой молитве Ave Maria, обращенной к Пречистой Деве, на протяжении веков не устают обращаться как композиторы, так и исполнители. Она давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные в наши дни.

Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова.

Неугомонные в своем творческом поиске музыканты также поразят публику редко звучащими версиями Ave Maria, причем написанными не только для голоса в инструментальном сопровождении, но и для органа соло. Прозвучат варианты Дюрана и Вьерна, Сен-Санса и Алена, Шоненбека и Никифора, а также — нашего соотечественника Антона Прокопенко.

Сольный орган представлен рождественской хоральной обработкой и дивной Пасторалью властелина органа Иоганна Себастьяна Баха, легендарным ре мажорным каноном Пахельбеля и роскошной пьесой Алессандро Йона, приглашающей встретить Рождество в Сицилии! Фрагмент Рождественской оратории Сен-Санса также прозвучит на органе соло. Рождественская оратория, написанная двадцатитрехлетним композитором всего за 12 дней, — подлинный шедевр, исполненный света и умиротворения, по-французски утонченный и божественно мелодичный. Прекрасный вечер завершится одним из самых популярных на западе рождественских песнопений «Тихая ночь», написанным немецким органистом и композитором Францем Грубером на текст священника Йозефа Мора.

Ave Maria через столетия — дорога в Рождество!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Nun komm, der Heiden Heiland BWV 661
  • Огюст Дюран (1830–1909) Ave Maria для сопрано и органа
  • Луи Вьерн (1870–1937) Ave Maria для сопрано и органа
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria для сопрано и органа
  • Хор Tollite hostias из Рождественской оратории:
  • Антонин Дворжак (1841–1904) Ave Maria для сопрано и органа
  • Альберт Роузвиг (1846–1929) Ave Maria для сопрано и органа
  • Алессандро Пьетро Йон (1886–1943) Рождество в Сицилии IPY 5
  • Жан Арист Ален (1911–1940) Ave Maria для сопрано и органа
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria для сопрано и органа
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон ре мажор
  • Антон Прокопенко (*1980) Ave Maria для сопрано и органа
  • Шербан Никифор(*1954) Ave Maria для сопрано и органа
  • Томас Луис де Виктория (1548–1611) – Кис Шоненбек (1947*) Ave Maria для органа
  • Владимир Вавилов (1925–1973) (приписывалось Джулио Каччини) Ave Maria для сопрано и органа
  • Франц Грубер (1787–1863) Stille nacht (Ночь тиха)

Исполнители:

  • Анна Аджемова, сопрано
  • Мария Лобецкая, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.