Органный концерт «Bach’s memento»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Bach's Memento — потрясающая программа блистательной Марии Лобецкой в месяц рождения гения.

Бах — гений, планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран в разные эпохи неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу его масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу».

Творчество Баха привлекало и продолжает привлекать композиторов разных стран и эпох. Не остался в стороне и гений симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор, создав уникальный цикл Bach’s Memento (Памяти Баха), где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, созданные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями. Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений. В первую часть Шестой сонаты заложена тема XIV столетия «Отче наш». Один из шедевров репертуара Короля инструментов –— Пассакалия фа диез минор Христофора Кушнарёва, — его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории. Выдающийся русский органист и педагог Исайя Браудо — первый исполнитель этого сочинения, которому оно было посвящено.

Bach 's Memento — вспомним Баха вместе!

Программа:

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми минор BWV 548

Христофор Кушнарёв (1890–1960) Пассакалья фа-диез минор

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №6 ре минор op.65/6:

I. Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto

II. Fuga: Sostenuto e legato

III. F

Шарль-Мари Видор (1844–1937) Из цикла Bach's memento ICW 2 (Памяти Баха)

Pastorale, flûte et hautbois

Miserere mei Domine

Sicilienne

Mattheus-Final

Исполнитель

Лауреат международных конкурсов Мария Лобецкая, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.