Органный концерт «Фейерверк барокко и Времена года»

Продолжительность: 1 час 10 минут

VI органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»

С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.

Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.

В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.

В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом — атмосферный фестиваль open air.

Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Фейерверк барокко и Времена года — провожаем старый год под музыку самого загадочного музыкального стиля. Вас ждет незабываемое путешествие по родине барокко — Италии. Наталья Михайлова и Екатерина Забайрачная приглашают насладиться неповторимым звучанием мандолины в ансамбле с органом. Самобытное, завораживающее сочетание тембров и изысканный репертуар не оставят равнодушными самых привередливых ценителей музыки.

Невероятный каскад ритмов и гармоний подхватит и закружит публику в сочинениях короля стиля Антонио Вивальди –— неугомонного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой Италии, а также Алессандро Марчелло — автора легендарного гобойного концерта, адажио из которого прозвучит в гениальной органной транскрипции Иоганна Себастьяна Баха.

«Времена года» Антонио Вивальди — наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Бах, вдохновившись творчеством Вивальди, создал ряд органных транскрипций струнных концертов неистового венецианца вошедших в топ 10 органного репертуара. О флорентинце Филиппо Саули известно совсем немного. Он служил при дворе Габсбургов в Вене в начале XVIII столетия. Сочинил 6 партит для мандолины соло, сделав колоссальный прорыв в этом жанре. В концерте также прозвучат два самобытнейших и ярких опуса Рафаэле Калаче, итальянского композитора, виртуоза-мандолиниста и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Калаче написал более 200 произведений для мандолины и мандолины-люты, давал концерты по всей Европе, посетил с гастролями Японию, где вдохновил тысячи японцев заняться игрой на мандолине, и где классическая мандолина популярна до сих пор. Фирма музыкальных инструментов Калаче существует в Неаполе по сей день, её возглавляют внук Рафаэле Калаче-младший и правнучка Анна-Мария Калаче.

Картину дополнят две чудесные, овеянные дыханием Рождества пьесы Пьетро Йона. Американский органист и композитор итальянского происхождения широко известен как один из крупнейших американских авторов церковной музыки.

Фейерверк барокко и Времена года — шаг в наступающий год.

Программа:

  • Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Концерт ля минор, BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro
  • Антонио Вивальди. Концерт ре мажор для лютни, двух скрипок и бассо континуо RV 93: Allegro Giusto – Largo – Allegro
  • Пьетро Дени (1720–1790) Каприс № 1 для мандолины соло
  • Антонио Вивальди. Концерт № 4 фа минор «Зима» из цикла «Времена года» RV 297: II. Largo, Концерт № 2 соль минор «Лето» из цикла «Времена года» RV 315: III. Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.
  • Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах. Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799
  • Рафаэле Калаче (1863–1934). Прелюдия № 10 для мандолины соло
  • Пьетро Алессандро Йон (1886–1943). Пастораль. Младенец Иисус
  • Аддиего Гуэрра (XVIII в.). Соната соль мажор для мандолины и basso continuo: Allegro – Largo – Allegro

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

Екатерина Забайрачная, мандолина, барокмандолтна

Наталья Михайлова, орган