Цикл концертов «Время органа»
Органный концерт «Органные шедевры и вокальные хиты»
Органные шедевры и вокальные хиты — потрясающая программа европейских гостей органных вечеров в соборе Успения. Чудесное меццо-сопрано Елены Суворовой и виртуозное владение органом Марии Леонтьевой. Феерическая эпоха барокко, бурная стихия романтизма, невероятные контрасты XX столетия и, наконец, — парадоксы наших дней.
Эпоха барокко представлена сочинениями Пахельбеля, Баха и Генделя. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Альфа и омега органной Вселенной Иоганн Себастьян Бах доказал своей гениальной музыкой, что время бесконечно. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Творчество Баха неизменно притягивало и продолжает притягивать многочисленных исполнителей, композиторов и публику, и этот процесс также бесконечен.
В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох — барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.
«Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», — сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. Оперная тема продолжится в творчестве великого реформатора Кристофа Виллибальда Глюка и истинных королей жанра Верди и Бизе. Неожиданные гости программы — Астор Пьяццолла, Исаак Дунаевский и Леонард Бернстайн. Ave Maria с аргентинским колоритом. Всем знакомая с детства Колыбельная из кинофильма «Цирк» и, конечно же — Вестсайдская история! Финал концерта завершат сочинения Марии Леонтьевой, сестры органистки Екатерины Леонтьевой, автора ряда опер, балетов, симфонических и камерных сочинений.
Органные шедевры и вокальные хиты — необъятный спектр музыки разных стран и эпох.
Программа:
- Иоганн Пахельбель (1653–1706) Токката ми-минор
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Erbarme Dich Ария альта из оратории «Страсти по Матфею»
- Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564
- Жорж Бизе (1838–1875) Agnus Dei
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Сеста из оперы «Юлий Цезарь»
- Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика»
- Йоханнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия «Мой, Иисус, который влечет меня в вечности» ор 122 № 1
- Джузеппе Верди (1813–1901) Ария Фенены из оперы «Набукко»
- Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria
- Исаак Дунаевский (1900–1955) Колыбельная из к/ф «Цирк»
- Мария Леонтьева (*1962) В ритме вальса
- Русская рапсодия (транскрипции для органа Екатерины Леонтьевой)
- Леонард Бернстайн (1918–1990) Где-то из мюзикла «Вестсайдская история»
Исполнители:
Елена Суворова, меццо-сопрано (Австрия)
Екатерина Леонтьева, орган (Германия)
Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.