Органный концерт «В круге Баха»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

В круге Баха — за органом Светлана Фурник.

Планета «Бах» воистину необъятна. Вокруг неё уже не один век вращается всё мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Иоганна Себастьяна входят в золотой фонд любого концертирующего органиста, и это неудивительно: в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох — барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая её. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, в которых приемы музыкального письма эпохи романтизма объединены с традицией, идущей от Баха.

Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была им написана в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию, Райнбергер вернулся в нее и воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Музыкант был также назначен Придворным капельмейстером королем Баварии Людвигом II, который посвятил его в рыцари и пожаловал титул Королевского профессора. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

В круге Баха — органная Германия сквозь столетия.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия до мажор BWV 570
  • Прелюдия и фуга соль мажор op.37 №2
  • Фантазия и фуга до минор BWV 537
  • Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральные прелюдии:
  • Es ist ein’ Ros’ entsprungen op.122/8
  • O Welt, ich muss dich lassen op.122/3
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
  • Прелюдия и фуга до минор BWV 546
  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Improvisation op.174 №6
  • In memoriam op.156 №7
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия “Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №5 ре мажор ор.65/5

Исполнитель:

Светлана Фурник, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.