Органный концерт «В стихии танца: от Баха до Райнбергера»

Продолжительность: 1 час 10 минут

В стихии танца: от Баха до Райнбергера — концерт московской гостьи органных вечеров на Ковенском Маргариты Еськиной, которая за один вечер сменит три инструмента. Это уникальный исторический орган фирмы Walcker, клавесин-оттавино и электронный орган! В центре внимания — чаконы и пассакальи великих мастеров.

Пассакалья — пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, затем практически исчезнув из мира музыки. Ренессанс произошел в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях. У пассакальи есть так же рожденный в Испании близнец — чакона. Разницы между ними практически нет, кроме того, что в чаконе основная тема звучит не только в нижнем, но и в верхнем голосах.

Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель, прославившийся еще при жизни, обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко. Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.

Великолепный Луи Маршан служил органистом соборов различных городов Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом. Уроженец Лихтенштейна, органист, композитор-романтик Йозеф Габриэль Райнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где сначала учился и затем преподавал в консерватории и занимал различные музыкальные посты, в том числе придворного капельмейстера. Его музыка отличается мелодической пластичностью, сочетанием патетики и элегичности.

В стихии танца — два жанра и звучание Трех уникальных инструментов за один вечер!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
  • Луи Маршан (1669–1732) Чакона из Сюиты ре минор (Pieces de clavecin, 1699)
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона фа мажор
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия до минор BWV 582
  • Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Интродукция и Пассакалия

Исполнитель:

Маргарита Еськина, орган, клавесин

Москва

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.