Органный концерт «Времена года и рождественские приключения»

Продолжительность: 1 час 10 минут

VI органный фестиваль «Венок Рождества: орган над городом»

С 23 декабря 2023 по 8 января 2024 в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге звучат концерты VI органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов России и зарубежья, – все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля проходят на ПЯТИ площадках с богатой историей, эксклюзивными интерьерами и раритетными органами.

Римско-католический храм Матери Божией Лурдской, в котором ярким гала-концертом стартует фестиваль, построен по проекту Леонтия Бенуа. Это настоящий французский уголок Петербурга. В храме установлен уникальный исторический орган Walcker, изготовленный в 1910 году одной из самых известных и прославленных в мире немецких органостроительных фирм.

Римско-католический собор Успения Пресвятой Девы Марии гордится единственным в городе действующим английским органом работы мастера Томаса Хьюза (1903), а спрятанный за фасадом ничем не примечательного здания храм привлекателен своим интерьером и историей.

В старейшем историческом районе нашего города Коломне, уютно расположился храм Святого Станислава, построенный в стиле классицизма. Несмотря на то, что церковь находится в самой музыкальной точке города и соседствует с Консерваторией и тремя сценами Мариинки, популярные органные пятницы неизменно собирают публику.

В одном из атмосферных мест старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио, где по воскресеньям проходят интереснейшие концерты, а летом — атмосферный фестиваль open air.

Новая площадка фестиваля — Центр искусства и музыки на Невском 20. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с уникальным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях северной столицы и пять самобытных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием Короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!

Времена года и рождественские приключения — за органом Екатерина Маришкина. Мастер виртуозной игры, она неизменно поражает публику самыми неожиданными программами, наряду с привычным классическим форматом. В этот раз органные версии знаменитых «Времен года» Антонио Вивальди и Петра Ильича Чайковского, органная версия шедевра Баха-Гуно Ave Maria и старинные ноэли будут звучать в обрамлении смелых экспериментов молодых современных композиторов.

Вечер откроет грандиозный заключительный хор из «Мессии» Генделя в органной версии, плавно перейдя в ноэль Дакена — мастера рококо, французского композитора, клавесиниста и органиста, блестящего импровизатора и виртуоза. Потомок Франсуа Рабле, музыкант получил место органиста в церкви Сен-Поль в результате состязания, переиграв своего соперника Жана Филиппа Рамо.

Романтическая версия ноэля представлена сочинением Александра Гильмана — выдающегося органиста, композитора и педагога, редактора изданий старинной музыки, в творчестве которого особое место занимают органные сонаты. Ноэль — изложение евангельских сюжетов, связанных с Рождеством, чаще всего — о поклонении Младенцу пастухов и волхвов.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Насладившись уютом камелька, мы неожиданно перенесемся в неиссякаемые чудеса и сюрпризы волшебного Конфетенбурга, в котором пересеклись два богатейших творческих воображения Гофмана и Чайковского.

Хоральная прелюдия из цикла «Подражание старым мастерам» — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко короля саундтреков Микаэла Таривердиева. Погружение в космические ритмы вселенной обеспечит сочинение Моше Ариэля Ганелина «Пульс жизни». «Биение пронизывает все. Без ритма космоса бытие невозможно. Мириады жизней пульсируют в потоке мироздания, каждая из них вспыхивает ярким сиянием и угасает... Вселенная дышит» — делится своими мыслями харизматичный композитор и органист, с успехом реализующий свои творческие проекты. Пьеса The Pulse of Life, написанная в 2015 году, настроит публику в удивительное состояние унисона с бесконечностью. На этом сюрпризы не закончатся, потому что в Рождественском приключении нашей молодой современницы, композитора Елизаветы Панченко, старинный католический гимн Adeste fideles встретится с… впрочем, услышите сами!

Необыкновенный вечер завершится органным вариантом Зимы Антонио Вивальди — самого популярного сочинения эпохи барокко. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии.

Времена года зовут вас в долгожданные рождественские приключения!

Программа:

  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Хор Hallelujah из оратории «Мессия», переложение для органа Роберта Гауэра
  • Луи-Клод Дакен (1694–1772) Ноэль соль мажор
  • Иоганн-Себастьян Бах (1685– 1750) – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Александр Гильман (1837–1911) Оффертуар на два ноэля
  • Пётр Чайковский (1840–1893) Январь (У камелька) из цикла «Времена года», 12 характеристических картин ор. 37 bis (переложение для органа Августа Райнхарда) Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада из балета «Щелкунчик» (переложение для органа Екатерины Маришкиной)
  • Моше Ариэль Ганелин (*1994) The pulse of life
  • Микаэл Таривердиев (1931–1996) Хоральная прелюдия №3 из цикла Десять хоральных прелюдий «В подражание старым мастерам»
  • Елизавета Панченко (*1987) Рождественское приключение
  • Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Концерт № 4 фа минор «Зима» из цикла «Времена года» RV 297 (переложение для органа Павла Стеценко)

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

Екатерина Маришкина, орган