Рахманинов. Всенощное бдение. Колокола

Продолжительность: 2 часа

В год 150-летия Сергея Рахманинова можно быть уверенным, что никакие превосходные эпитеты не будут для его имени чрезмерны.

Однако, если мы хоть на минуту отвлечёмся от легенды и мифа, то увидим прежде всего человека. Человека, который не просто жил в эпоху невообразимых прежде перемен, но творил, обличённый даром эту эпоху воспеть — какой бы она ни была.

На концерте Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского вам посчастливится услышать те самые два сочинения, которые сам композитор, по поздним свидетельствам американских друзей, называл своими любимыми: «Всенощное бдение» и «Колокола».

«Всенощное бдение», написанное в кровопролитном 1915 г., является второй попыткой Рахманинова музыкально переосмыслить традиционную православную службу после «Литургии святого Иоанна Златоуста», сочинённой на пять лет раньше. И там, и там композитор ни на шаг не отступал от канона, однако на «Всенощное бдение» отзывы публики были самыми восхищёнными: композитора почти буквально носили на руках, чествуя и его, и «Всенощную», вершиной русской музыки. Бесспорно, что тот страшный год и то фатальное смятение ума и души, одолевших в то время каждого русского человека, без этой музыки не понять.

Поэма «Колокола» создана уже в пугающе грозное, но пока мирное время — в 1913 году. Написано произведение на стихи Эдгара По, которые, однако, переведены были Константином Бальмонтом. По своему обыкновению, поэт перевёл американскую поэзию так вольно, что текст можно смело считать русским. Произведение ещё очень правильно называют «хоровой симфонией»: большой симфонический оркестр, смешанный хор и три солиста — то есть поэма типичное дитя своего времени, эпохи «самого жирного года России», малеровской гигантомании и успешного кросс-культурного синтеза без шаблонов, стереотипов и перегибов.

В 1971 году Валерий Полянский основал Камерный хор, который спустя всего четыре года одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии. В 1980 году коллектив получил статус Государственного камерного хора Министерства культуры СССР, объездил все республики СССР, с успехом выступил на престижных международных фестивалях. В 1991 году путём слияния Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого выдающимся музыкантом, дирижёром Геннадием Николаевичем Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского, была образована Госкапелла. Днём рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года. В этот день в Большом зале консерватории новый коллектив выступил под управлением Г.Н. Рождественского. В 1992 году художественным руководителем и главным дирижёром ГАСК России стал Валерий Полянский. Сегодня Госкапелла — это коллектив из 200 артистов, включая солистов-вокалистов. ГАСК России — желанный гость концертных залов России, регулярно выступает за рубежом. Основу репертуара Госкапеллы составляют сочинения кантатно-ораториального жанра: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей — Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвящённые творчеству великих композиторов.

Программа:

С. В. Рахманинов

Всенощное бдение op. 37

«Колокола», поэма для солистов, хора и оркестра на слова Э. По (перевод К. Бальмонта), op. 35

Исполнители:

  • Юлия Томина (сопрано)
  • Максим Сажин (тенор)
  • Руслан Розыев (бас)

Хор Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижёр — Народный артист России, лауреат государственных премий, профессор Валерий Полянский)

Продолжительность концерта: 2 часа с одним антрактом

Возрастная категория: 6+