Антология русского романса в исполнении Лизы Озёрной и Егора Колесова.
Русский романс XIX века… Это музыкально-поэтический мир, в котором отражены мимолетные состояния души, радость и любовь, мучительные терзания, размышления, бытовые сцены, созерцание природы и углубление в тайны внутреннего мира человека. Это выражение полноты жизни во всех её проявлениях, и в горе, и в радости, которые существуют в таком же нераздельном единстве, как слово и музыка в этих миниатюрах.
Невозможно почувствовать переживания людей той эпохи, но мы невольно осмысливаем эти мгновения заново через опыт нашей собственной жизни. В таких миниатюрах, сотканных дыханием человеческой речи, сохранены подлинные чувства людей того времени. Что чувствовал влюбленный человек в XIX веке? Как было позволительно это выразить? Как он справлялся с депрессией, с отчужденностью, покинутостью? «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» Все минуты душевных терзаний разрешаются в музыке, под властью гармонии обретая завершенность и полноту.
Поэт Арсений Тарковский писал: «Поэзия обладает элементами всех искусств». Действительно, она способна через избранные автором образы соединить в себе все сферы жизни. Поэзия и является отправной точкой для романса.
«Я вижу образ твой» — знаковый романс Александра Алябьева, в котором любовь приобретает характер божественный, где неопределенно, к кому обращен текст — к объекту любви, к его образу в душе, или вообще к космосу, к Богу? ... ко всему, ко всем его формам. И выбор немецкой поэзии не случаен — философия Гёте отражает именно такое мировоззрение, где жизнь — это борьба за стремление к образу и сотворение его подобия, отражения. Образ и рождает сочинение, внутренний мир для автора на первом месте.
Вы услышите мгновения жизненного пути человеческой души, выраженные в русских романсах: от самых первых — Алябьева, Варламова, Гурилева, до Чайковского и Рахманинова. Также прозвучит фортепианная музыка Глинки, Бородина, Балакирева, Рахманинова.
В программе:
- Александр Гурилев (1803–1858) «И скучно, и грустно» (слова М. Лермонтова)
- Александр Варламов (1801–1848) «Ты не пой, душа-девица» (слова В. Домонтовича)
- Александр Алябьев (1787–1851) «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома, из Гёте)
- Александр Бородин (1833–1887) «В монастыре» и «Серенада» из маленькой сюиты для фортепиано
- Михаил Глинка (1804–1857) Ноктюрн «Разлука»
- Свадебная песня «Дивный терем стоит» (слова Е. Ростопчиной)
- Николай Доргомыжский (1813–1869) «Я все ещё его люблю!» (слова Ю. Жадовская)
- «Не скажу никому» (слова А. Кольцова)
- Песня Ольги из оперы «Русалка»
- Милий Балакирев (1836–1910) Токката
- Николай Римский-Корсаков (1844–1908) «На холмах Грузии» (слова А. Пушкина)
- «Не пенится море, не плещет волна» (слова А. Толстого)
- «О чем в тиши ночей» (слова А. Майкова)
- Петр Чайковский (1840–1893) «Кукушка» (слова А. Плещеева)
- Сергей Танеев (1856–1915) «Люди спят» (слова А. Фета)
- Сергей Рахманинов (1873–1943) «Проходит всё» (слова Д. Ратгауза)
- Два этюда-картины из op. 39
- «Сирень» (слова Е. Бекетовой)
- «Маргаритки» (слова И. Северянина)
- «Здесь хорошо» (слова Г. Галиной)
Исполнители: Лиза Озёрная и Егор Колесов — уникальный дуэт музыкантов, имеющих различный творческий путь, но единое понимание смыслов, которые стоят за формой песни, романса. Интерес к поэзии, желание постичь глубинный смысл сочинений делают их исполнение философским и одухотворенным.
У Егора Колесова большой опыт игры органе, поэтому его исполнение богато ритмическими средствами выражения и управления музыкальным временем. На фортепиано эта свобода обретает новые краски.
Лиза Озёрная имеет опыт пения в разных жанрах, дирижирования церковным хором и глубокий интерес к песенному жанру, его композиции и структуре. Ее голосу присуща легкость и чистота, восходящая к образам духовной музыки.
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут; рекомендовано для всех категорий зрителей старше шести лет.