Ave Maria и колокола Вестминстера

Продолжительность: 1 час 10 минут

Ave Maria и колокола Вестминстера – концерт Анны Кодинец и Светланы Фурник. Голос и орган.

Аve Mariа – искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. История шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. С Ave Maria связана и одна из самых известных музыкальных мистификаций: сочинение ленинградского гитариста, первого советского лютниста и композитора Владимира Вавилова долгое время приписывалась Джулио Каччини.

Яркие акценты программы – вокальные шедевры Генделя, Листа, Рахманинова и Вила-Лобоса. Вокализ Сергея Рахманинова – сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов. Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своем цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом.

Сольный орган представлен во всей полноте своих безграничных возможностей – вы услышите шедевры барокко, романтизма и жемчужины эры «симфонического органа». Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Творческое наследие Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка – выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», – сказал как-то композитор.

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа. Вестминстерские колокола, пьеса Луи Вьерна, входит в топ органного репертуара. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.

Ave Maria и колокола Вестминстера – встречаем начало весны под радостный перезвон колоколов!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Ciacona in c BuxWV 159
  • Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Клеопатры Piangerò la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь в Египте»
  • Леон Боэльман (1862–1897) Молитва из «Готической сюиты»
  • Франц Шуберт (1797–1828)Ave Maria
  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Медитация соль минор, Andantino ор. 167 no. 4
  • Медитация ре мажор, Tema variato op. 167 no. 9
  • Шарль-Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
  • Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
  • Ференц Лист (1811–1888) Liebestraum S.541 no. 3
  • Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Ария изБразильской бахианы № 5
  • Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле», Сюита № 3 op.54
  • Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ, ор. 34 no. 14

Исполнители:

  • Анна Кодинец, сопрано
  • Светлана Фурник, орган