Ave Maria и времена года

Продолжительность: 1 час 10 минут

Ave Maria и времена года — потрясающая программа петербургских музыкантов Натальи Козловой, Екатерины Маришкиной и Марка Таубе. Скрипка-орган-бандонеон Неожиданные аранжировки, зашкаливающие эмоции, невероятные тембровые эффекты.

Герой вечера — великий Астор в окружении Баха, Вивальди, Стораче и Тройло. Жар и холод. Лед и пламень. «Танго было очень скучным, пока не появился я», — как-то обмолвился Пьяццолла. Кто бы еще смог столь полно и захватывающе поведать о вековой истории танго в уникальной сюите «История танго»? Четыре части сюиты рассказывают где, как именно и для кого звучало танго.

«Времена года в Буэнос-Айресе» великого Астора — четыре больших танго, лирическая сюита о чувствах и судьбах маленьких людей в большом городе. Он назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, словом «Porteno» напоминая нам про бедняков, ютящихся на кривых улочках портовых кварталов, где собственно и родилось аргентинское танго. Это потрясающие по своей пронзительности и эмоциональному накалу зарисовки из жизни обитателей окраины Буэнос-Айреса. Совсем иная история у Ave Maria, написанной властелином танго. В оригинале музыка написана для солирующего гобоя с оркестром, и предназначена, как и бессмертный Oblivion, для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудиой Кардинале в главных ролях. Оригинальное название пьесы — Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант — Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Итальянская певица Мильва рассказывала, что в 1992 году, незадолго до смерти, Пьяццолла вручил ей рукопись со словами «Исполните, когда сочтете необходимым». Ave Maria была исполнена Мильвой впервые в 2000 году, после чего даже инструментальные варианты этого шедевра чаще всего исполняют под названием Ave Maria, настолько точно слова молитвы отражают удивительную, умиротворяющую, трансцендентную атмосферу этой божественной музыки. Волею случая Пьяццолла попадает в знаменитый оркестр виртуозного бандеониста Анибаля Тройло, безумно популярный в золотой век танго и выступающий на лучших площадках Буэнос-Айреса. Именно там Астор совершенствует свое исполнительское мастерство и начинает смелые эксперименты в качестве аранжировщика.

Чудесный эпизод концерта — сочинение неистового аббата, опередившего свое время, чья музыка актуальна и востребована во все времена. Догадались? Да, это лучезарный венецианец Антонио Вивальди. Сольный орган представлен сочинениями Баха и Стораче, итальянского композитора эпохи барокко, о котором известно лишь то, что он работал вице-капельмейстером в Мессине. В результате многочисленных землетрясений, уцелел лишь один сборник сочинений — в основном вариации на популярные в то время танцевальные и песенные темы Spagnoletta и Monica, пассакалии, чакона, пассамеццо и романески.

Каприччио «На отъезд возлюбленного брата» — один из ранних образцов инструментальной программной музыки, клавирное сочинение молодого Иоганна Себастьяна Баха. О каком же брате идет речь и куда он уезжал? Скорее всего, это Иоганн Якоб Бах — старший брат композитора, поступивший на службу в гвардейский оркестр короля Швеции Карла. Но Каприччио могло быть посвящено и старшему брату Иоганну Кристофу, который воспитывал и учил музыке Иоганна Себастьяна после смерти родителей. Вот такая история.

Ave Maria и времена года — лучшая музыка от лучших музыкантов.

Программа:

  • Бернардо Стораче (ок. 1664) Passacaglia соль мажор для органа
  • Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Концерт до минор для скрипки с оркестром, переложение для скрипки и органа: Allegro — Andante — Allegro
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Каприччио «На отъезд возлюбленного брата» 992, переложение для органа
  • Анибаль Тройло La ultima curda (Последняя чаша)
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Cafe 1930 (из цикла «История танго»), аранжировка для скрипки и бандонеона Натальи Козловой
  • Уильям Гомес (1939–2000) Ave Maria
  • Астор Пьяццолла Фугата ( из цикла Silfo y Ondina)
  • Ave Maria (Tanti anni prima)
  • Milonga de la Anunciation
  • Primavera portena из цикла Времена года в Буэнос-Айресе, аранжировки для скрипки, бандонеона и органа Натальи Козловой

Исполнители:

  • Марк Таубе, скрипка
  • Наталья Козлова, бандонеон
  • Екатерина Маришкина, орган