Ave Maria прикосновение к бесконечному: голос и орган

28.01
19:30
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему. Петербургские музыканты Лиза Озерная и Егор Колесов представят богатую палитру версий Ave Maria, в числе которых сочинения Баха-Гуно и Шуберта, Керубини и Сен-Санса, Шуха и Бабаджаняна.

В музыкальных версиях Ave Maria не всегда использовался канонический текст. Один из признанных шедевров родился из фортепианной импровизации Шарля Гуно на прелюдию до мажор Баха из Первого тома «Хорошо темперированного клавира», а не менее известная Ave Maria Шуберта была положена на фрагмент текста нашумевшей поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». Интересен вариант Арно Бабаджаняна — композитор создал свой вариант без слов, а вокализ отсылает нас к традициям музыкального языка барокко.

В этот вечер также прозвучат вокальные шедевры Моцарта и Перголези, представленного проникновенной арией из знаменитой кантаты Stabat Mater.

Сольный орган раскроется широчайшим спектром сочинений разных стилей и жанров — от эпохи барокко до ХХ столетия.

Токката и фуга ре минор BWV 538 «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707-1718 годах, в период творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян Бах основательно изучал, сделав ряд органных транскрипций неистового венецианца.

Великолепные концерты для органа с оркестром были созданы Генделем для исполнения между частями его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума в 1730-е годы вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступил в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.

Фантазия фа минор KV 608 написана Моцартом за год до кончины по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). Моцарт писал для механического органа, но мыслил в иных масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.

Французский гость вечера — Жан Арист Ален, представленный одной из самых популярных пьес органного репертуара «Литании», объединил в своих сочинениях разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Программу завершает сочинение нашего современника Гельмута Михаэля Бранда «Благословенно имя Его во веки». Написанное в стиле Tintinnabuli, оно возвращает нас к истокам музыки — изначальной и великой простоте.

Ave Maria и прикосновение к бесконечному — музыка на века!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Токката и фуга ре минор «дорийская» BWV 538
  • Джованни Перголези (1710-1736). Ария Vidit suum dulcem natum из кантаты Stabat Mater
  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — Шарль Гуно (1818-1893). Ave Maria
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791). Фантазия фа минор KV 608
  • Луиджи Керубини (1760-1842). Ave Maria
  • Франц Шуберт (1797-1828). Ave Maria
  • Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Концерт для органа с оркестром соль минор op. 4 № 1: I. Andante
  • Камиль Сен-Санс (1835-1821). Ave Maria
  • Луи Вьерн (1870-1937). Ave Maria
  • Сезар Франк (1822-1890). Ave Maria
  • Жан Ален (1911-1940). Литании
  • Арно Бабаджанян (1921-1983). Вокализ
  • Михаил Шух (1952-2018). Ave Maria
  • Гельмут Михаэль Бранд (1959*). Sein Name wird ewigliсh bleiben (Psalm 72/17) (Благословенно имя Его во веки)
  • Прикосновение к Бесконечному в пяти конечных частях

Исполнители:

Лауреаты международных конкурсов

  • Наталья Часовитина (сопрано)
  • Алла Морозова (орган).