Органный концерт «Ave Maria»
Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.
Ave Maria и гении барокко — завораживающий ансамбль виолончели, которая своим удивительным тембром способна заменить человеческий голос, и всемогущего органа. Ave Maria — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Татьяна Тутынина и Виталия Котова представляют роскошную программу, где наряду с самыми известными версиями молитвы прозвучат ее варианты, созданные для органа соло.
Опус Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Ave Maria Шуберта написана на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», а не на канонический латинский текст. Ave Maria, приписываемая Каччини, — мастерская мистификация петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова.
Ave Maria Астора Пьяццоллы в оригинале была написана для солирующего гобоя с оркестром и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы — Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен ее вокальный вариант — Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци, который по завещанию композитора исполнила итальянская певица Мильва.
Сольный орган представлен союзом двух гениев-небожителей Баха и Вивальди. Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Тщательно изучив творчество Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян создал ряд восхитительных органных транскрипций струнных концертов солнечного венецианца, вошедших в золотой фонд Короля инструментов.
В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Три сонаты для виолы да гамба и клавира были написаны Иоганном Себастьяном Бахом между 1717 и 1723, в период пребывания на посту капельмейстера и «директора камерной музыки» в Кётене.
Ave Maria — на языке музыки о вечном.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для органа N 5 ре минор (по Антонио Вивальди) BWV 596: 1. Allegro — Grave — Fuga 2. Largo e spiccato 3. —
- Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
- Ария из оркестровой сюиты N 3 ре мажор BWV 1068
- Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Nun komm, der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) BWV 659
- Хоральная прелюдия Der Tag Der Ist So Freudenreich (Такой радостный день) BWV 605
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Иоганн Себастьян Бах Ариозо соль мажор
- Кис Шоненбек (Kees Schoonenbeek, голландец) (1947*) Ave Maria
- Астор Пьяццолла(1921—1992) Ave Maria
- Астор Пьяццолла Oblivion (Забвение)
- Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
- Пьетро Йон (1886–1943) Рождество в Сицилии
- Иоганн Себастьян Бах Соната для виолы да гамба и клавира ре мажор № 2 BWV 1028 (Adagio — Allegro — Andante — Allegro)
- Владимир Вавилов (1925–1973) (приписывалось Джулио Каччини) Ave Maria
Исполнители:
- Татьяна Тутынина, виолончель
- Виталия Котова, орган
Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.