Бах — Франция — Россия

Продолжительность: 1 час 10 минут

«Бах-Франция-Россия» – сочинения из золотого органного репертуара исполнит петербургская органистка Елизавета Бузерова.

Небожитель органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах представлен во всем бесконечном разнообразии жанров. В основе хоральной обработки, столь востребованной в эпоху барокко, – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Этот жанр стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления. Трио-соната – новый органный жанр, созданный Бахом. Хотя он давно фигурировал в барочной музыке, но никогда не звучал на одном инструменте, а только в ансамбле. Цикл был создан для обучения сына Баха Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. И, как всегда в творчестве Баха, учебник стал безусловным шедевром. Крупная форма представлена масштабным циклом из Прелюдии с фугой до мажор, части которого, написанные в разные периоды творчества, объединились необычайно естественно и органично.

Старший современник и друг Иоганна Себастьяна – Дитрих Букстехуде, крупнейший представитель северонемецкой органной школы, один из наиболее значимых композиторов добаховской эпохи, несомненно повлиявший на творчество гения. Франк – основоположник французской традиции эры симфонического органа, возродивший искусство органной импровизации. Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Прозвучит популярнейший цикл Прелюдия, фуга и вариации, написанный в форме барочного триптиха.

Еще один гость концерта – князь Владимир Федорович Одоевский, который чрезвычайно высоко ценил творчество Баха, написав о нём романтическую новеллу, положившую начало русской бахиане, а также пропагандировал творчество Моцарта. По его заказу органостроитель Мельцель изготовил кабинетный орган «Себастианон», названный в честь Баха; на котором играл и сам Одоевский, и его гости – выдающиеся музыканты.

«Бах – Франция – Россия». Присоединяйтесь, друзья!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хорал Schmucke dich, o liebe Seele BWV 654
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия g moll BuxWV 149
  • Иоганн Себастьян Бах. Трио-соната № 2, III часть Vivace.
  • Иоганн Себастьян Бах. Хорал Wir glauben all’ an einen Gott, Schopfer BWV 680
  • Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга C dur BWV 545
  • Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариации ор.18
  • Владимир Одоевский (1804–1869) Молитва без слов

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Елизавета Бузерова, орган
Санкт-Петербург

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию.