Бах и бахианство

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах и бахианство. Концерт прекрасного музыканта и талантливого преподавателя, доцента Санкт-Петербургской консерватории Юлии Глазковой. Альфа и омега органной Вселенной Иоганн Себастьян Бах доказал своей гениальной музыкой, что время…бесконечно. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Творчество Баха неизменно притягивало и продолжает притягивать многочисленных исполнителей, композиторов и публику, и этот процесс также бесконечен. Развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях. Вспомним легендарную арию Erbarme dich из Страстей по Матфею. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Парадоксально, но авторство самого известного органного сочинения Баха — Токкаты и фуги ре минор — до сих пор оспаривается, но это никак не влияет на ее популярность.

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства. Убежденный «бахианец» Сезар Франк создает знаменитый цикл Прелюдия, фуга и вариация в форме барочного триптиха, отчасти навеянный сочинениями Баха. Бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.

Бах и бахианство — все гениальное просто.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
  • Сезар Франк (1822-1890) Прелюдия, фуга и вариация ор.18
  • Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
  • Сезар Франк Хорал FWV 40 ля минор
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнитель:

  • Юлия Глазкова, орган