Бах и музыкальные мистификации

Продолжительность: 1 час 30 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Бах и музыкальные мистификации. Скрипка и орган. Космос Баха, романтический полет Мендельсона, музыкальные обманки Крейслера и…не только.

Бах – вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок, до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. В развернутом цикле из Токкаты с фугой ми мажор виртуозная токката соседствует с двумя грандиозными фугами. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Шесть сонат – центр органной вселенной Мендельсона. Завершенные за два года до кончины композитора, они представляют собой удивительное соединение самых разнообразных форм, включая церковные хоралы и фуги, фантазии и вариации. Одним из основных жанров литургии была и остается хоральная обработка. Не обошел ее в своем цикле и Мендельсон: три из шести сонат написаны на темы церковных песнопений.

Один из шедевров репертуара Короля инструментов, Пассакалия фа диез минор композитора Христофора Кушнарёва, – его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории. Она посвящена выдающемуся русскому органисту и педагогу Исайе Браудо – первый исполнитель этого сочинения, которому оно посвящено.

Скрипач-виртуоз и композитор Фриц Крейслер создал цикл скрипичных пьес «Классические рукописи» – 19 миниатюр, написанных в стилистике сочинений XVIII века. В целях мистификации он скрыл свое авторство, выдав пьесы за транскрипции. Параллельно шутник издал и свои стилизации старинных венских вальсов, которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке.

Пожалуй, самое известное сочинение, заявленное в это вечер, – хит Габриэля Форе «Пробуждение». Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика, – проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий.

Бах и музыкальные мистификации – самое яркое музыкальное событие января.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ми мажор BWV 566
  • Фриц Крейслер (1875–1965) Прелюдия и аллегро в стиле Пуньяни
  • Иоганн Себастьян Бах Хоральные прелюдии Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659-661
  • Габриэль Форе (1845–1924) Пробуждение
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната ля мажор ор.65 №3: Con moto maestoso-Andante tranquillo.
  • Джон Уильямс (1932*) Мелодия
  • Ave Maria
  • Христофор Кушнарев (1890–1960) Пассакалия

Исполнители:

  • Вероника Григорьева, скрипка
  • Алие Абдурашитова, орган