Бах и немецкие романтики — масштабный концерт известной петербургской органистки Лилии Кузнецовой, представляющий органную летопись Германии.
Конечно, король инструментов в первую очередь вызывает ассоциации с гением Баха, которого воистину можно назвать органной вселенной. Великий уроженец Германии до сих пор продолжает вызывать непроходящий интерес у композиторов, исполнителей и публики. В творчестве Баха присутствуют множество жанров, в числе которых хоральные обработки и развернутые двухчастные циклы, созданные в разные периоды и неизменно поражающие своими масштабами и космичностью мышления.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса. заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Музыкант часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.
Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма Ференц Лист не обошел своим вниманием и орган. Количество органных опусов Листа невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для короля инструментов. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, основана на музыкальном мотиве, который представляет собой последовательность звуков, из которых складывается фамилия БАХ. Впервые сам Бах использовал мотив в «Искусстве фуги», затем к нему обратились многочисленные композиторы последующих столетий, в том числе и Лист.
В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба композитора завершали своим творчеством великие эпохи – барокко и романтизм, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха.
Бах и немецкие романтики — большое органное путешествие ждет!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685– 1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 545
- Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Три прелюдии и фуги op. 37:
- № 1 до минор
- № 2 соль мажор
- № 3 ре минор
- Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга соль минор WoO10
- Ференц Лист (1811–1886) Прелюдия и фуга на тему ВАСН S.529
Исполнитель: Лилия Кузнецова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет