Бах и органисты парижских соборов

22.11
20:15
КУПИТЬ БИЛЕТ

Бах и органисты парижских соборов — за органом Наталья Михайлова. Орган — константа баховского творчества, которое оказало огромное влияние на всё последующее развитие мировой органной культуры, включая Францию. В его гигантском наследии для короля инструментов сосуществуют несколько жанров, от масштабных циклов прелюдий и фуг до «камерных» хоральных обработок.

Токката и фуга ре минор BWV 538, «дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718 годах, в период творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян Бах основательно изучал, сделав ряд органных транскрипций неистового венецианца.

В творчестве Баха хоральные обработки занимают особое место. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Практически все великие французские органисты-композиторы в разные времена служили в соборах Франции. Эта традиция продолжается и по сей день.

Сезар Франк — крупнейший французский композитор XIX столетия, глава французской романтической органной школы. Его творчество оказало колоссальное влияние на последующее поколение композиторов Франции. Органист-виртуоз, прославившийся своими импровизациями, Франк был глубоко религиозен и до конца дней прослужил в парижской церкви Сен-Клотильд. Там он стал первым исполнителем на только что построенном органе работы знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля. Органные сочинения композитора написаны в позднеромантическом стиле. Они стали своеобразной прелюдией к рождению масштабных органных опусов Шарля-Мари Видора, Луи Вьерна, Марселя Дюпре.

Лирическая Пастораль посвящена гениальному органостроителю Аристиду Кавайе-Коллю. Героическая пьеса по масштабам и языку высказывания отсылает нас к симфоническим сочинениям Франка. Андантино наполнено светлым лиризмом.

Родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор — выдающийся композитор рубежа XIX–XX столетий. Музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!

Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых написана для органа.

Бах и органисты парижских соборов — роскошная музыка для всех!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
  • Токката ре минор («Дорийская») BWV 538/1
  • Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BWV 683
  • Фуга ре минор («Дорийская») BWV 538/2
  • Сезар Франк (1822–1890) Пастораль ор. 19 из цикла «Шесть пьес для большого органа» Андантино соль минор FWV 25
  • Героическая пьеса FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа»
  • Леон Боэльман (1862–1897) «Готическая сюита» op. 25: Интродукция-хорал, Готический менуэт, Молитва Деве Марии, Токката
  • Шарль-Мари Видор (1844–1937) Адажио и Токката из Органной симфонии № 5 оp. 42 № 1

Исполнитель:

  • Лауреат международных конкурсов
  • Наталья Михайлова, орган

Концерт проходит без антракта.