Бах и подражание старым мастерам

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах и подражание старым мастерам – концерт петербургской органистки Анны Кирилловой, в котором пересекутся времена, и встретятся многочисленные композиторы разных стран – от Баха до Таривердиева.

Прелюдия и фуга ре мажор создана Иоганном Себастьяном в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.

Тема хоральных прелюдий продолжится обращением к творчеству короля саундтреков Микаэла Таривердиева, музыку которого мы знаем наизусть. Известно ли вам, что этим удивительным композитором написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.

Французская линия концерта – музыка Николя де Гриньи, чье творчество представляет собой одну из вершин французской органной традиции XVII столетия. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных гениев, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его по праву называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Памяти талантливейшего композитора и органиста Жана Алена, трагически погибшего в возрасте 29 лет во время Второй мировой войны, посвящен цикл Прелюдия и фуга на тему Alain. В прелюдии заключен шифр фамилии композитора, а также основной мотив «Литаний» Алена.

Бах и подражание старым мастерам – немного волшебства на склоне петербургской осени.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
  • Хоральная прелюдия Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи...) BWV 639
  • Николя де Гриньи (1672–1703) Ave Maris stella
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-хорал Allem Gott in der Hoh` sei Her` (Слава Богу на небесах)
  • Йоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга для органа соль минор
  • Микаэл Таривердиев (1931–1996) Хоральная прелюдия фа минор из цикла «Подражание старым мастерам»
  • Ханс-Андре Штамм (1958*) Rondo alla Latina
  • Морис Дюрюфле (1902–1986) Прелюдия и фуга на имя «Ален»

Исполнитель: Анна Кириллова, орган