Бах и подражание старым мастерам – концерт молодого харизматичного музыканта Эльдара Абдураманова, в котором пересекутся времена и встретятся многочисленные композиторы разных стран, – от Баха до Таривердиева.
Орган – константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии.
Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В этом жанре творили Бем, Букстехуде, но вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха.
Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке, и безусловно повлиявший на творчество Баха.
Иоганн Адам Рейнкен – голландско-немецкий композитор и органист, один из выдающихсяпредставителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде, также оказавший существенное влияние на развитие музыкального языка Баха. Говорят, что после прослушивания, на котором молодой Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon, Рейнкен заметил: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас». Бах использовал опус Рейнкена Hortus musicus (Музыкальный сад) в качестве темы для своих сочинений.
Фантастический и бескрайний мир французского симфонического органа, рождённого благодаря гению органострения Аристида Кавайе-Коля, который, по свидетельству современников, гораздо ближе к звуковому миру Баха, чем его немецкий собрат, представлен творчеством Марселя Дюпре и Мориса Дюрюфле.
Марсель Дюпре – выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть. Ученик Турнемира, Жигу и Дюка, композитор откровенно признавался, что писать музыку в период процветающего модерна с его господством новых техник и стилей ему было нелегко. Знаменитая Сюита ор. 5 посвящена любимому наставнику Полю Дюка. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле занимался под руководством таких органных гениев, как Луи Вьерн и Шарль Турнемир. Его называют одним из последних выдающихся представителей основанной Сезаром Франком и Шарлем-Мари Видором французской органной школы. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он снискал славу последнего французского романтика.
Бах и подражание старым мастерам – незабываемый вечер в сопровождении гениальной музыки.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга для органа ля минор BWV 543
- Иоганн Адам Райнкен (1643–1722) Фуга соль минор для органа
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия для органа соль минор BUXVW149
- Хоральная прелюдия Christ unser Herr zum Jordan kam BUXWV 180
- Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга для органа фа минор BWV 534
- Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга для органа соль минор, op.7
- Микаэл Таривердиев (1931–1996) Хоральная прелюдия №2 до минор из цикла «Подражание старым мастерам» op.103
- Морис Дюрюфле (1902–1986): Токката из сюиты для органа op.5.
Исполнитель:
Эльдар Абдураманов, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.