Органный концерт «Бах и романтическая Германия» – масштабный концерт Лилии Кузнецовой, в котором самый органный композитор Вселенной, Иоганн Себастьян Бах, предстанет в окружении немецких романтиков.
Органные сочинения Мастера – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в вечность. Музыка Баха неизменно вызывает эмоциональный отклик у самой разной публики, а композиторы, творившие после Иоганна Себастьяна в самых разных странах и эпохах, продолжают развивать приемы его музыкального письма в своих опусах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.
Величайшие композиторы мира в разное время использовали в своих сочинениях код имени Иоганна Себастьяна Баха B-A-C-H, в котором четыре буквы соответствуют четырём звукам. Этот музыкальный мотив живет более, чем в 400 сочинениях. Прелюдия и фуга на тему BACH – одно из трёх масштабных сочинений для органа Ференца Листа. Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа – именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.
Творчество Шумана, другого немецкого гения-романтика представлено этюдами в форме канонов для педального фортепиано, инструмента, снабжённого ножной клавиатурой по аналогии с органом. Музыка Йозефа Габриэля Райнбергера начинает звучать в России все чаще. Творческое наследие композитора охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. «Музыка – выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», – сказал как-то композитор.
Бах и романтическая Германия – фейерверк стилей и жанров в течение одного вечера!
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ми-бемоль мажор BWV 552/1
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга № 3 ре минор ор.37
- Соната № 3 ля мажор op.65:
- Allegro maestoso – Andante tranquillo
- Роберт Шуман (1810–1856) Два этюда в канонической форме op.56: ля минор, ля-бемоль мажор
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Allegro moderato из Сонаты № 16 соль-диез минор op.175
- Ференц Лист (1811-1886) Прелюдия и фуга на тему ВАСН S.529
Исполнитель:
Лилия Кузнецова, орган