Бах и румынские танцы – уникальный концерт потрясающего петербургского дуэта, в котором встретились скрипка и орган. Полина Исхакова и Мария Коронова представят программу, в которой соединятся многочисленные главы музыкальной летописи Европы.
Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Верным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. Шесть сонат для концертного клавесина и скрипки соло написаны Иоганном Себастьяном Бахом во время пребывания при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского, его друга и покровителя, а также – прекрасного музыканта. Используя принципы итальянской церковной сонаты, Бах привнес в этот жанр безусловное новаторство, предвосхищая сонатные циклы венских классиков.
Фантазия «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже, построена на самых известных мотивах великого немца. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры.
Концерт завершится Румынскими танцами выдающегося венгерского композитора Белы Бартока, известного своим интересом к фольклору. Его фольклорные экспедиции объединили и сохранили тысячи венгерских, румынских, словацких и турецких напевов. «Я должен признаться, что вся моя музыка... является в первую очередь делом чувства и инстинкта. Не спрашивайте меня, почему я написал так или иначе. На все это можно дать лишь один ответ: как я чувствовал, так и писал. Пусть говорит сама за себя музыка. Надеюсь, она настолько ясна и сильна, что сумеет за себя постоять», – писал композитор.
Бах и румынские танцы – прогуляйтесь по музыкальным просторам Европы.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга си минор BWV 544
- Иоганн Себастьян Бах. Соната для скрипки и клавира си минор BWV 1014
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901). «Элегия» из 6 пьес для скрипки и органа op. 150
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер. Увертюра из цикла «6 пьес для скрипки и органа» op. 150
- Наджи Хаким (род. 1955). Бахорама (Фантазия на темы Баха)
- Жюль Массне (1842-1912). Размышление
- Бела Барток (1881-1945). Румынские народные танцы
Исполнители:
Полина Исхакова, скрипка
Мария Ко́ронова, орган