Бах и Соловьев-Седой по-итальянски

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах и Соловьев-Седой по-итальянски — лучшие сочинения самого органного в мире композитора, музыка французских соборов и вариации нашего итальянского современника на темы песен легенды советской эстрады!

Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и великий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. В 1721 году он участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус,

в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл

с трагической фантазией соль минор, созданной под впечатлением кончины любимой жены Марии Барбары. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха.

Фантазия «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже, построена на самых известных мотивах великого немца.

Во второй половине XIX века подъем французского органного искусства достиг своей вершины, благодаря появлению инструмента нового типа — симфонического органа. Рожденные гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа — Сен-Дени, Нотр-Дам, Сен-Сюльпис, Сен-Клотильд и многих других храмах, где служили величайшие органисты. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров

Родоначальник жанра органной симфонии Шарль Мари Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников,

с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!

Луи Вьерн — преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов

Вечер завершится неожиданным сюрпризом. Известный итальянский органист, блестящий импровизатор и талантливый композитор Эудженио Мария Фаджиани, занимающий пост органиста Францисканского Святилища Ла Верна и титулярного органиста собора Ареццо, будет представлен вариациями на тему всеми известной и любимой песни Соловьева–Седого»!

Бах и Соловьев-Седой по-итальянски — эклектичное полотно петербургского органного лета.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга соль минор BWV 542
  • Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland (Приди, язычников Спаситель) BWV 659
  • Наджи Хаким (*1955) Бахорама (Фантазия на темы И.С. Баха)
  • Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа op. 28 №3 фа-диез минор: II. Cantilène
  • V. Final
  • Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония №6 соль минор op.42/2 (II. Adagio)
  • Эудженио Мария Фаджиани «Три вариации на тему песни Василия Соловьева-Седого»

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

  • Мария Коронова, орган