Бах и триумф барокко — концерт известной петербургской органистки Натальи Михайловой, погружающий в палитру ярчайших красок этой блистательной эпохи. Бах и Вивальди, Марчелло и Вальтер. Италия и Германия — две страны, где невероятный музыкальный стиль барокко достиг апогея.
Концерт откроется баховской Токкатой ре минор. Она получила название «дорийская» за необычное написание без знаков у ключа, которое в данной тональности образует дорийский лад. Знаете ли вы, что Бах основательно изучал творчество Антонио Вивальди и переложил ряд его инструментальных концертов для органа? Один из них прозвучит в этот вечер. В канву драматургии концерта также органично вписано известное Адажио из гобойного концерта Марчелло в органной транскрипции Баха.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, Бах создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления
Иоганн Каспар Керль, представленный Пассакалией, пользовался славой выдающегося органиста. Хорошо известны его мотеты и мессы, а также органные опусы.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель, прославившийся еще при жизни, обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию церковного хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.
Иоганн Готфрид Вальтер — немецкий органист и композитор, перу которого принадлежит множество органных сочинений, отражающих стилевое богатство музыкальной Европы. Благодаря Вальтеру, многие сочинения Баха дошли до наших дней в виде рукописных копий. А еще, первый в истории музыки энциклопедический словарь также создан Вальтером, и именно в нем впервые упомянуто имя Баха. Оба музыканта были дружны между собой.
Бах и триумф барокко — чудесный органный вечер в первый месяц весны.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор («Дорийская») BWV 538/1
- Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BWV 683 из третьей части «Клавирных упражнений»
- Фуга ре минор («Дорийская») BWV 538/2
- Иоганн Каспар Керль (1627–1693) Пассакалия ре минор
- Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре минор
- Георг Бём (1661–1733)
- Хоральная обработка Vater unser im Himmelreich (Отче наш на небесах)
- Иоганн Готфрид Вальтер (1864–1748) Концерт для органа си минор LV 133:
- Allegro — Adagio — Allegro
- Алессандро Марчелло (1669–1747) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799
- Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор BWV 593:
- Tempo giusto — Adagio — Allegro
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Наталья Михайлова, орган
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.