Большая органная фантазия: сквозь века

Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Большая органная фантазия: сквозь века

Большая органная фантазия. Необозримый спектр возможностей Короля инструментов, перемещение во времени, мистика соборов Европы, космос Баха и лиризм Брамса, фантазии Алена и удивительный мир Таривердиева. За органом — Виталия Котова.

Иоганн Себастьян Бах, властелин органного Олимпа представлен одной из шести трио-сонат. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Старший современник Баха Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор. Проживший очень краткую жизнь, но оставивший самобытное музыкальное наследие музыкант, был высоко оценен Иоганном Себастьяном.

В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох — барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Микаэла Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Подражание старым мастерам — виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.

Французская линия вечера откроет мир симфонического органа. Симфонический орган родился благодаря дару органного мастера Аристида Кавайе-Коля, который конструировал духовые органы таким образом, чтобы их тембровые и динамические возможности могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Самым большим симфоническим органом Франции, на котором с восхищением играли такие титаны, как Сезар Франк и Луи Вьерн, стал орган церкви Сен-Сюльпис в Париже. Блестящий ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет. Инструмент, реконструированный Кавайе-Колем, стал вторым по величине и возможностям органом Франции. Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Жан Арист Ален объединил в своих сочинениях самые разнообразные стили и жанры, Восток и Запад. Продолжая традиции своих великих наставников Марселя Дюпре и Поля Дюка, он также был созвучен выразительному языку Дебюсси и Мессиана.

Программа:

  • Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната N5 до мажор BWV 529: Allegro — Largo — Allegro
  • Жан Арист Ален (1911–1940) Фантазия для органа N2
  • Иоганнес Брамс (1833–1897) Mein Jesu, der du mich из 11 Хоральных прелюдий op. 122 N1
  • Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа op 28 N3 фа-диез минор:
  • I. Allegro maestoso — II. Cantabile — V. Final

Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Виталия Котова, орган

Без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.