Да здравствует Бах!

Продолжительность: 1 час 10 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Да здравствует БАХ – символическое приношение выдающегося петербургского органиста и педагога Юрия Семенова самому органному композитору Вселенной. Редкий органный концерт обходится без обращения к Баху, а кроме того, лейпцигский кантор был рожден в первый месяц весны. В программе – шедевры Мастера разных периодов творчества.

В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях. Вспомним легендарную арию Erbarme dich из Страстей по Матфею.

Фантазия и фуга соль минор – особая история. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого нужно было сочинить фугу, и Иоганн Маттезон, значимый в мире музыки авторитет, в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной в качестве третьей части «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.

Да здравствует БАХ! – присоединяйтесь к поздравлениям!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия BWV 582
  • Прелюдия и фуга си минор BWV 544
  • Фантазия и фуга соль минор BWV 542
  • Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552

Исполнитель:

Юрий Семенов, орган