Диалог гениев: Бах и Вивальди

30.08
20:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Диалог гениев: Бах и Вивальди.

Иоганн Себастьян Бах — гений, творец собственной Вселенной, наполненной неземной красотой гармоний и безграничной философской глубиной.

Антонио Вивальди –— создатель Планеты вечного лета, расцвеченной самыми яркими и фантастическими красками, где соединились земное и высокое. В их творчестве развитие немецкой и итальянской музыки блистательной эпохи барокко достигло апогея. Пусть Бах и Вивальди никогда не встречались на протяжении своей земной жизни, на афишах многочисленных концертов XXI века их музыкальные диалоги происходят достаточно часто. Лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд блестящих органных транскрипций его инструментальных концертов, два из которых прозвучат. Даже в наши дни публика часто не может разобраться в авторстве, приписывая сочинения Вивальди — Баху, и… наоборот.

Творчество Баха представлено лучшими сочинениями разных периодов. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви, и, написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это именно топовая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах.

В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор, созданную под впечатлением кончины любимой жены Марии Барбары.

Диалог гениев: Бах и Вивальди — лучший концерт июля!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор BWV 593
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Токката и фуга ре минор BWV 565
  • Хоральная прелюдия Ich ruf' zu dir BWV 639
  • Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532
  • Хоральная прелюдия O Mensch, bewein dein Sünde gross BWV 622
  • Синфония из кантаты BWV 29
  • Фантазия и фуга соль минор BWV 542
  • Антонио Вивальди — Иоганн Себастьян Бах Концерт до мажор BWV 594

Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Эльнора Гросс, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.