Два гения — две эпохи: Бах и Брамс. За органом — московская гостья органных концертов на Ковенском Татьяна Андрианова.
В мире немецкой музыки, истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха – альфа и омега любого органиста, а его имя, прежде всего, ассоциируется с органной музыкой. Блестящий органист – виртуоз и импровизатор, а также эксперт, с которым советовались лучшие органостроители, и, который «принимал» новые инструменты. Бах на протяжении своей жизни неизменно обращался к органу, создавая сочинения в разных жанрах: от миниатюрных хоральных прелюдий до крупных вариационных циклов; от камерных трио-сонат до масштабных прелюдий и фуг.
В отличие от своего гениального предшественника, Иоганнес Брамс известен широкому кругу публики не как композитор, пишущий для органа, а прежде всего, как автор Венгерских танцев, 4 симфоний, многочисленных фортепианных, камерных инструментальных и вокальных сочинений. Тем не менее, к королю инструментов Брамс обращался дважды: в начале своего творческого пути, когда он пробовал себя в качестве полифониста, создавая прелюдии и фуги, по своей контрапунктической виртуозности, не уступающие баховским; и в самом конце, когда будучи уже смертельно больным, получил известие о смерти горячо любимой им Клары Шуман. Именно тогда он прощается с миром циклов Хоральных прелюдий, в которых известные мелодии лютеранских хоралов приобретают романтическое звучание и чисто брамсовскую интимно-исповедальную интонацию.
Два гения— две эпохи. Погрузитесь в удивительный мир Баха и Брамса.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Фантазия и фуга соль минор BWV 542
Хоральные прелюдии:
Nun komm der Heiden Heiland BWV 659
Allein Gott in der Hoh' sei Ehr' BWV 663
Прелюдия и фуга си минор BWV 544
- Йоганнес Брамс (1833-1897)
Фуга ля-бемоль минор
Хоральные прелюдии op.122:
Schmucke dich o liebe Seele
Es ist ein Ros' entsprungen
Herzlich tut mich verlangen (2)
O Welt, ich muss dich lassen (2)
Прелюдия и фуга соль минор
Исполнитель:
Татьяна Андрианова, орган
Москва