Двое за органом: вариации на тему

Продолжительность: 1 час 10 минут

Двое за органом: вариации на тему — удивительное музыкальное путешествие с очаровательной органной парой, лауреатами международных конкурсов и организаторами многочисленных органных фестивалей Диной Ихиной и Денисом Маханьковым. Неповторимый колорит немецкого барокко, океан романтического органа, самые неожиданные музыкальные открытия наших дней, орган соло и в дуэте — бесконечные вариации на тему бытия.

Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог Ян Питерсзон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это амстердамским Орфеем, а слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно — в Германии. Среди его учеников — легендарные основатели северогерманской органной школы.

Органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства.

Блестящий пианист, великий композитор, один из ярчайших представителей романтизма Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. Сделав переложение своей же симфонической поэмы «Орфей», он еще раз доказал, что орган способен заменить целый оркестр! В основе вариации на тему Баха лежит первый хор из кантаты BWV 12 Weinen, Klagen. Sorgen. Zagen (Плакать. Жаловаться. Тревожиться. Бояться) — своеобразный прообраз Crucifixus из баховской Мессы си минор. В своем сочинении Лист взял из оригинала не только хроматический бас, но и полифонические элементы хора.

Луи Вьерн — гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази-джазовые созвучия. Музыкант занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Великий виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов. Музыкант скончался от сердечного приступа в Соборе Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта. Жемчужинки концерта — сочинения современного канадского композитора Дени Бедара, Джона Раттера, одного из самых авторитетных академических музыкантов Великобритании, известного своими эталонными трактовками хоралов, как средневековых, так и современных, и латвийского органиста и композитора Атиса Степиньша, музыка которого звучит в многочисленных странах Европы. Двое за органом — вариации на тему бытия.

Программа:

  • Атис Степиньш (1958–2013) Прелюдия и фуга на тему Ein feste Burg ist unser Gott
  • Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Хроматическая фантазия
  • Луи Вьерн (1870–1937) VI Симфония для органа: III Scherzo
  • Дени Бедар (1950*) Прелюдия и Токката на тему Victimae Paschali Laudes
  • Маленькая сюита для органного дуэта:
  • III Песня
  • IV Скерцандо
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная фантазия Jesus Christus, unser Heiland BWV 688
  • Ференц Лист (1811–1886) Вариации на тему Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen
  • Джон Раттер (1945*) Вариации на Пасхальную тему O filii et filiae для органного дуэта

Исполнители:

  • Лауреаты международных конкурсов
  • Денис Маханьков и Дина Ихина, орган

Печоры-Псков