Цикл концертов «Органные истории Старого города»
Органный концерт «Фантазии на темы Баха»
Фантазии на темы Баха – концерт харизматичной органистки Марии Короновой. Бах – вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор, сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении.
Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Как и у Баха, их шесть. В них переплетены и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех.
Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба. Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине католической церкви. «Бог среди нас» – апофеоз цикла из 9 медитаций молодого Мессиана «Рождество Господне». Баховская тема завершит вечер самобытным сочинением «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима.
Фантазии на темы Баха – ощутите связь времен.
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката фа мажор BuxWV156
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга си минор BWV 544
- Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната N 6 ре минор ор. 65/6:
- I. Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto II Fuga: Sostenuto e legato III Finale: Andante
- Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната №3 ля-минор, op. 23
- Франц Данкзагмюллер (1969*) Кантио
- Оливье Мессиан (1908–1992) La Nativité: – IX. Dieu parmi nous (Бог среди нас из цикла «Рождество Христово»)
- Наджи Хаким (1955*) Бахорама (Фантазия на темы Баха)
Исполнитель:
- Мария Коронова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.