Гении барокко и шедевры мирового органа. В программе концерта Николая Бронзова — органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества и сочинения золотого репертуара для короля инструментов. Беспрецедентная эпоха барокко, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. В наши дни музыка барокко необычайно современна, и интерес к ней лишь возрастает. Родина барокко — Италия, иконой стиля которой стал солнечный венецианец Антонио Вивальди. Германия — вторая страна, где этот стиль был доведен до совершенства, а вершину Олимпа увенчало творчество Баха.
Этот вечер начнется с органной версии клавирного концерта «Орфея реки Невы». Именно так был назван Дмитрий Бортнянский, который пользовался при жизни огромной популярностью. Создатель уникального жанра хорового духовного концерта а capella в России, он написал также многочисленные камерно-инструментальные клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, композитор создал свой неповторимый стиль, оказав огромное воздействие на русскую музыкальную культуру.
Европейскую линию концерта откроет Томас Таллис — величайший композитор Англии эпохи Ренессанса, служивший при дворах многих монархов и занимающий главное место в антологиях английской хоровой музыки. Еще один британский гость вечера, представленный знаменитым Граундом, — Генри Перселл, чей талант наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам. Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра. В его многочисленном наследии — песни, хоры в народном стиле, антемы и великое множество сочинений для различных инструментальных составов и клавира.
Германия представлена сочинениями Преториуса, Пахельбеля, Баха и Генделя, славу которого по сей день не могут поделить между собой Германия, Англия и Италия.
Михаэль Преториус — крупнейшая фигура в истории немецкой музыки переходного периода от позднего Ренессанса к раннему барокко. Композитор, органист, автор музыкального трактата «Устройство музыки» — он стал первым в Германии профессиональным историком музыки.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южнонемецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Великий Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Баха на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.
Бах и Гендель родились в одну эпоху и даже в один год, но их сочинения столь же непохожи, сколь и судьбы. Если Бах никогда не покидал пределов Германии, то рожденный в ней великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе и Италии. Любимец муз и публики, создатель многочисленных опер, оркестровых концертов, клавирных сочинений и ораторий был необычайно популярен при жизни. Концерты для органа с оркестром, Анданте из одного из которых представлено в концерте, были созданы Генделем для исполнения между номерами его ораторий на сцене Королевского театра Ковент-Гарден. После великого оперного бума вкусы публики переменились, и композитор приступил к созданию ораторий на различные сюжеты. Для полного триумфа Гендель выступал в них в качестве солиста-виртуоза, играя с непревзойденным блеском.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Величайший скрипичный виртуоз, бесконечно плодовитый композитор оставил нам более 800 опусов в различных жанрах и подарил человечеству бессмертный шедевр «Времена года» — самое популярное сочинение эпохи барокко. Цикл представляет собой первые четыре из двенадцати концертов, входящих в опус 8 под интригующим названием «Спор гармонии с изобретением». Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырём регионам Италии.
Алессандро Марчелло — философ, математик, также бывший композитором-любителем, как и его младший брат Бенедетто, написал гораздо меньшее количество музыки. Самое его популярное сочинение — Концерт гобоя и струнных ре минор, чье переложение для клавира блестяще осуществил Иоганн Себастьян Бах.
Французский гость вечера — мастер рококо, блестящий импровизатор и виртуоз, органист королевской капеллы Собора Парижской Богоматери Луи Клод Дакен. Он известен нам в основном своей легендарной пьесой «Кукушка», входящей в топ сочинений для клавира. Композитором создано множество вокальных, клавирных и инструментальных сочинений.
Яркие акценты вечера — «Эльфы» — поразительное сочинение нашего современника, выдающегося немецкого органиста и композитора Ханса Андре Штамма, и топовая Токката из «Готической сюиты» Леона Боэльмана, одного из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых обречены вечно взирать мрачные стражи — химеры и гаргульи.
Вечер завершит самое популярное органное сочинение планеты — легендарная Токката и фуга ре минор Баха.
Гении барокко и шедевры мирового органа — невероятный звуковой мир короля инструментов ждет вас!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Николай Бронзов, орган
Программа:
- Дмитрий Бортнянский (1751–1825) Концерт для клавира ре мажор
- Томас Таллис (1505–1585) Псалом Why fum'th in sight
- Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чаккона ре минор PWC 41
- Луи Клод Дакен (1694–1772) Рондо ми минор «Кукушка»
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Аллегро из Концерта для органа с оркестром фа мажор op. 4 № 4 HWV 292
- Алессандро Игнацио Марчелло (1673–1747) Адажио из концерта для гобоя и струнного оркестра ре минор S. Z799: II. Adagio
- Генри Перселл (1659–1695) Граунд до минор ZD 221
- Михаэль Преториус (1571–1621) Vita Sanctorum
- Ханс-Андре Штамм (1958*) Эльфы
- Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита оp. 25 IV. Токката
- Антонио Вивальди (1678–1741) Времена года: Ларго из Концерта фа минор «Зима» RV 297
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.