С Днем рождения, Петр Ильич! — и снова Екатерина Маришкина и Марк Таубе в очередной раз поражают публику самыми неожиданными версиями любимых и знакомых сочинений. В центре внимания опусы Чайковского, чей день рождения музыкальный мир отмечает в мае. Лучшие фрагменты из Лебединого озера и финал скрипичного концерта в транскрипции для скрипки и органа, весенние номера из «Времен года» и, наконец, финал Патетической симфонии в органной версии!
Свой первый балет «Лебединое озеро» композитор написал по заказу Большого театра, где состоялась его мировая премьера, но настоящего триумфа он достиг уже после кончины композитора в Петербурге при участии гениальных балетмейстеров Льва Иванова и Мариуса Петипа. Балетная тема продолжится Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада из «Щелкунчика» — самого волшебного балета, напоминающего нам о прекрасном времени Рождества. «Времена года», знакомые нам с детства, – музыкальный дневник композитора, фиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж.
Пьесы Чайковского для скрипки с оркестром были написаны в период высшего расцвета московского творческого периода и принадлежат к числу самых исполняемых и любимых публикой скрипичных сочинений композитора. Мелодия входит в цикл «Воспоминание о дорогом месте». Три пьесы для скрипки и фортепиано ор. 42 написаны в 1878 году по просьбе Надежды Филаретовны фон Мекк и названы в память о пребывании в ее имении на Украине, в городке Браилове неподалеку от Винницы. Для самого композитора эти небольшие сочинения явились своего рода подготовкой к созданию знаменитого скрипичного концерта. Концерт появился в непростой период жизни композитора, когда после неудачной женитьбы он испытывал глубочайший кризис. Уехав в Швейцарию, Чайковский вновь обрел душевное равновесие и способность творить, завершив Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». Там же всего за месяц родился концерт, остающийся в наши дни одним из самых исполняемых сочинений скрипичного репертуара. Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» — последняя симфония Петра Ильича, в которой противопоставлены темы жизни и смерти. Название опуса было предложено братом композитора Модестом и посвящено племяннику Петра Ильича Владимиру Давыдову.
С Днем рождения, Петр Ильич — присоединяйтесь к поздравлениям!
Программа:
- Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
Скрипичное соло из балета «Лебединое озеро» (Чёрное па-де-де), обработка для скрипки и органа
Мелодия из цикла «Воспоминание о дорогом месте» ор. 42 (обработка для скрипки и органа)
Вариации на оригинальную тему для фортепиано, обработка для органа
Andante cantabile, обработка для скрипки и органа
Времена года. Весна: Март – Апрель – Май, обработка для органа
Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая: Финал (переложение для органа Алексея Курбанова)
Концерт для скрипки с оркестром: Финал (переложение для скрипки и органа)
Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада из балета «Щелкунчик»
Исполнители:
Заслуженный артист РФ Марк Таубе, скрипка
Лауреат международных конкурсов
Екатерина Маришкина, орган