Королевский орган: музыка Германии

Продолжительность: 1 час 10 минут

Королевский орган – музыка Германии, самой органной страны мира, прозвучит в концерте молодой петербургской органистки Елизаветы Толмасовой.

Добаховский период представлен сочинениями Букстехуде и Брунса. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха, что явно прослеживается в одном из самых играемых и известных опусов немецкого гения. Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа!

Вершина органного Олимпа, Иоганн Себастьян Бах, представлен во все многообразии своего органного наследия. Это хоральная обработка, в жанре которых мастеру не было равных, масштабный цикл из прелюдии и фуги, а также одна из шести трио-сонат. Цикл из шести трио-сонат – всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.

Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом – Интродукцией и пассакалией. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени.

Органные сонаты Мендельсона, продолжающего в своих сочинениях опираться на традиции баховской полифонии, – новая эра в развитии органной романтической сонаты, где композитор свободно совмещает барочную и романтическую традиции, объединяя самые разные жанры. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное владение инструментом позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Яркий акцент концерта – встреча с убежденным бахианцем Сезаром Франком, в творчестве которого удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. До конца своих дней Франк играл в церкви Святой Клотильды, поражая своим искусством не только прихожан, но и выдающихся музыкантов того времени. Цикл Прелюдия, фуга и вариации си минор, написанный в форме барочного триптиха, – одно из самых популярных сочинений органного репертуара.

Королевский орган – погрузитесь в незабываемый праздник звука!

Программа:

  • Николаус Брунс (1665-1697) Прелюдия соль мажор
  • 
Дитрих Букстехуде (1637-1707) Токката ре минор BuxWV 155

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Хоральная прелюдия Dies sind die heilgen zehn gebot BWV 678

  • Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга c-moll BWV 546

  • Иоганн Себастьян Бах. Трио-соната соль мажор BWV 530 Vivace. Lento
  • 
Феликс Мендельсон (1809-1847) Соната № 2 Op. 65, в 4 частях

  • Сезар Франк (1822-1890) Прелюдия, фуга и вариации op. 18 No. 3 си минор
  • 
Макс Регер (1873-1916) Интродукция и пассакалия ре минор (1899)

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Елизавета Толмасова, орган

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.