Легенды романтизма: Мендельсон — Брамс — Франк

Продолжительность: 1 час 10 минут

Легенды романтизма: сочинения Мендельсона, Брамса и Франка представляет саратовская гостьи органных вечеров Елизавета Иванова.

Феликс Мендельсон – первооткрыватель Баха в XIX веке, продолжил традиции великого учителя, привнося в них неповторимый дух своего времени. Центр его органного творчества – Цикл из шести сонат. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.

Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки и инициатор открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris – частная консерватория, основанная в противовес Парижской консерватории, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке.

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия.

Сочинения выдающегося композитора Сергея Ляпунова, к сожалению, чаще звучат во Франции, где артист нашел свое последнее пристанище, а уникальный цикл из 12 виртуозных романтических программных этюдов, написанных как продолжение к бесспорному шедевру XIX столетия великого виртуоза фортепиано Ференца Листа, прозвучал в Петербурге полностью не так давно.

Сюрприз концерта – сочинения Данилы Милютина, члена молодежного отделения Союза композиторов России, чьи сочинения, написанные в самых разнообразных жанрах, звучат в многочисленных городах России.Композиция «Замок Волкихар» – лауреат II степени Международного конкурса Альфреда Шнитке в номинации «Сочинение для юных органистов». Премьера состоялась 21 апреля 2021 года. Премьера пьесы «Невесомость состоялась 12 апреля 2022 года, в День космонавтики.

Легенды романтизма – незабываемые музыкальные впечатления.

Программа:

  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 1 фа минорор.65/1
  • Allegro moderato e serioso
  • Adagio
  • Andante recitativo
  • Allegro assai vivace
  • ИоганнесБрамс(1833–1897) Фуга ля-бемоль минор WOO 8
  • Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия,фуга и вариация си минорор.18
  • Шарль-Мари Видор (1844–1937) Симфония №5 фа минор op.42/1
  • Toccata
  • Сергей Ляпунов (1859–1924) Пасторальная прелюдия ля-бемоль мажор op.54
  • Александр Гильман (1837–1911) Соната№ 1 ре минор ор.42
  • Final
  • Данила Милютин (1999*) Замок Волкихар
  • Невесомость

Исполнитель:

  • Елизавета Иванова, орган

Саратов