Музыка сфер: Бах — Моцарт — Глазунов

Продолжительность: 1 час 10 минут

Музыка сфер – новая концертная программа петербургского органиста Егора Колесова, известного своими интереснейшими творческими проектами. Музыкант приглашает в органное путешествие, маршрут которого длится пять веков. Барокко и венская классика, романтизм и современность, Бах, Моцарт, Брамс, Глазунов – незабываемая встреча в течение одного вечера.

Созданный Бахом перед смертью в 1749–1750 годах масштабный полифонический цикл Die Kunst der Fuge (Искусство фуги) исполняется обычно на клавире или камерным ансамблем (струнный квартет) и состоит из четырнадцати канонов на одну тему, являя высший пилотаж полифонического мастерства. Бах назвал эти фуги контрапунктами, подчеркнув тем самым единство этого уникального полифонически-вариационного цикла. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки Бах шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.

Фантазия фа минор KV 608 написана Моцартом за год до кончины по специальному заказу для исполнения на механическом органе в музее Muller Exhibition Hall (мемориале памяти фельдмаршала Лаудена). Моцарт писал для механического органа, но мыслил в совсем других масштабах, поэтому его пьесы прочно вошли в репертуар органистов.

Жанр хоральной прелюдии, в котором Баху не было равных, забытый в XIX столетии, был возрожден Брамсом. 11 Хоральных прелюдий под опусом 122, изданных посмертно, – прощание композитора с земной жизнью. Брамс стал первым, кто после Баха создал гениальный цикл хоральных обработок для органа с фортепиано. Это вершина творчества композитора, его символическое завещание.

Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Органное творчество Александра Глазунова неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами. Неожиданный финал концерта – самобытные сочинения нашего австрийского современника Гельмута Михаэля Бранда.

Музыка сфер – погрузитесь в звучащую красоту!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Контрапункт 4 из цикла «Искусство фуги» BWV 1080
  • Иоганн Себастьян Бах. Хоральная обработка Allein Gott in der Höh sei Ehr (Слава в вышних Богу) BWV 676
  • Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) Фантазия фа минор KV 608
  • Йоганнес Брамс (1833-1897) 3 хоральных прелюдии из цикла «11 хоральных прелюдий» op.122
  • O Welt, ich muss dich lassen
  • Herzlich tut mich erfreuen
  • Herzlich tut mich verlangen
  • Прелюдия и фуга ля минор
  • Александр Глазунов (1865-1936) Фантазия op.110
  • Гельмут Михаэль Бранд (1959*) Sein Name wird ewigliсh bleiben (Psalm 7217) (Благословенно имя Его вовеки)
  • Гельмут Михаэль Бранд. Прикосновение к Бесконечному в пяти конечных частях

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов Егор Колесов, орган

Внимание! Мы заботимся о здоровье наших гостей! Всех слушателей просим быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.