На языке Барокко

Продолжительность: 1 час 10 минут

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

«На языке Барокко» – концерт известной, талантливой, любимой публикой органистки Натальи Михайловой.В программе концерта – органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов удивительной эпохи породили Германия и Италия – родина Барокко.

Дитрих Букстехуде – глава северо-немецкой органной школы, знаменитый предтеча Баха, по достоинству оценивший его талант и оказавший бесспорное влияние на стиль великого Мастера. Иоганн Каспар Керль – один из самых виртуозных органистов своего времени, обучался в Риме, служил при мюнхенском и венском дворах, познакомив немецкую публику с самобытным итальянским церковным стилем. Сам император Леопольд I был восхищён искусством органной импровизации Керля, сопровождавшей его коронацию. Георг Муффат – интереснейшая фигура. Предки музыканта по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico-Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью. Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.

Иоганн Себастьян Бах представлен рядом гениальных органных транскрипций: обработкой легендарного Адажио из гобойного концерта Алессандро Марчелло и скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, – очередного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки.

Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди! Никогда не встречаясь, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. Концерт ля минор, представленный в баховской органной транскрипции, – один из самых популярных в репертуаре Короля инструментов.

Английский гость вечера Джон Стэнли, будучи фактически слепым, обладал уникальной памятью, позволяющей свободно аккомпанировать ораториям Генделя, писать музыку и … наслаждаться карточными играми со своими многочисленными приятелями. Он часто играл на органе в Воксхолл-Гарденз и первым снимал пробу с новых церковных органов, а еще успевал преподавать.

На языке Барокко – ждем вас на празднестве звука!

Программа:

  • Георг Муффат (1653–1704) Toккaтa № 12 си-бемоль мажор из сборника Apparatus Musico-Organisticus
  • Чарльз Джон Стэнли (1712–1786)Волюнтарий ре минор ор.5 № 8
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор BuxWV 163
  • Иоганн Каспар Керль (1627–1693) Пассакалия ре минор
  • Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре минор P 41
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор
  • (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) BWV 592a:
  • Tempo giusto – Grave – Presto
  • Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S. Z799
  • Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593:
  • Tempo giusto – Adagio – Allegro

Исполнитель:

Наталья Михайлова, орган