Орган без границ: от Баха до Эйнауди

Продолжительность: 1 час 10 минут

Орган без границ: от Баха до Эйнауди. Возможности короля инструментов воистину безграничны. Ему подвластно множество голосов и тембров, он может заменить целый оркестр. На органе прекрасно звучит музыка самых разных эпох — средневековья и барокко, романтизма и наших дней, причем не только старая добрая классика, но саундтреки и рок хиты.

Совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры Иоганн Себастьян Бах предстанет в окружении своих выдающихся соотечественников.

Маттиас Векман — потомственный органист, представитель северонемецкой органной школы эпохи раннего барокко, ученик Преториуса и Шютца. Служил органистом в главных храмах Германии — Якобкирхе в Гамбурге и легендарной Томаскирхе в Лейпциге. Писал

в многочисленных жанрах для органа и разных инструментальных составов.

Георг Бём известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты — сочинения, состоящего из нескольких вариаций

на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.

Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор входит в число самых известных сочинений Баха, объединяя себе элементы французской и итальянской традиций. Ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Французский гость вечера — выдающийся композитор и органист Марсель Дюпре, органный дебют которого состоялся в возрасте восьми лет. За свою долгую жизнь он

с неизменными аншлагами гастролировал в многочисленных странах Европы и мира,

а наиболее исполняемые сочинения мастера — ранние, в числе которых три цикла

из Прелюдии и фуги для органа. Музыкант также вошел в историю, воплотив две серии по десять концертов, включавших все органные сочинения Баха, сыгранные наизусть.

Французскую тему продолжит саундтрек к любимому фильму «Амели», прославивший его автора Яна Тирсена после выхода на экраны. Не менее популярен и саундтрек к фильму «1+1» Людовико Эйнауди, одного из самых востребованных современных композиторов киномузыки, на счету которого множество альбомов, объединяющих сочинения самых различных стилистических направлений, и топовых саундтреков. Орган без границ: от Баха до Эйнауди — лучший концерт июля.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–750) Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV552
  • Георг Бем (1661–1733) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отец наш)
  • Маттиас Векман (1621–1674) Фантазия и фуга ре минор
  • Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга си мажор оp.7 №1
  • Людовико Эйнауди (*1955) Саундтрек к кинофильму «1+1»
  • Ян Тирсен (1970*) Саундтрек к кинофильму «Амели»
  • Юлиус Ройбке (1834–1858) Соната для органа до минор

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

  • Аида Глухова, орган