Поверх барьеров — орган&саксофон. Великолепный дуэт Виктора Актисова и Лилии Кузнецовой окончательно сломает стереотипы и расширят музыкальные форматы. О безграничных возможностях органа известно давно, а чем может поразить саксофон? Фактически он может исполнить всё — от академической музыки до джаза, начиная с раннего барокко и до наших дней. Орган также достаточно давно заявил о себе как об инструменте, на котором просто потрясающе звучит джаз. Но сегодня джаза не будет. На саксофоне в ансамбле с органом прозвучат шедевры барокко, романтизма и не только. Сочинения, написанные для флейты, виолончели, фортепиано, голоса, поразят обновленным звучанием, благодаря уникальному сочетанию тембров саксофона и органа.
Прошли столетия, а флейтовые сонаты Баха по сей день необычайно популярны и востребованы. Они созданы в Кётене, где Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда, руководя, в основном, исполнением камерной музыки.
Бах и Гендель родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал многочисленные оркестровые концерты, сочинения для клавира, а также множество камерных инструментальных сочинений, в числе которых и флейтовые сонаты, написанные в разные годы жизни.
Еще вас ждет любимая Мелодия из оперы Орфей Кристофа Виллибальда Глюка, великого реформатора оперного жанра. Серенада Франца Шуберта сочинена на стихи Людвига Рельштаба, который весной 1825 года совершил поездку из Берлина в Вену, чтобы встретиться с Людвигом ван Бетховеном и показать ему свои стихи. Рельштаб был крайне недоволен тем, что его тексты попали к Шуберту, однако вскоре поэту пришлось смириться, потому что шубертовские песни на его стихи взлетели на пик популярности.
Еще один хит — Сицилиана Габриэля Форе, впервые прозвучавшая в качестве музыки к спектаклю «Пеллеас и Мелизанда» Метерлинка, хотя написана была гораздо раньше и, благодаря своей удивительной мелодии, звучит в транскрипциях для самых разных инструментов. Знаменитое Адажио Альбинони на самом деле принадлежит перу талантливого композитора-мистификатора Ремо Джадзотто, по утверждению которого пьеса представляет собой реконструкцию, основанную на фрагменте из музыки Томазо Альбинони, найденном им в 1945 на развалинах разрушенной при бомбардировке Дрездена Саксонской земельной библиотеки. Адажио — одно из самых исполняемых музыкальных произведений второй половины XX века, неоднократно использовалось в кино. Сюрприз вечера — номер из знаменитых «Картинок с выставки» Мусоргского «Старый замок» в транскрипции для саксофона и органа.
Сольный орган представлен сочинениями Баха и Франка. Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято. Убежденный «бахианец» Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Поверх барьеров — новое прочтение старой доброй классики.
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Соната для флейты и basso continuo BWV 1035:
- Adagio ma non tanto — Allegro ma non troppo — Siciliano — Allegro assai
- Фантазия соль мажор (Piece d'Orgue) BWV 572
- Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Три части из Сонаты № 5 ор.1 для флейты и basso continuo HWV 363B:
- Allegro — Andante — Bourrée
- Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) Мелодия
- Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Рондо KV 485
- Франц Шуберт (1797–1828) Серенада из цикла «Лебединая песня»
- Сезар Франк (1822–1890) Хорал № 3 ля минор FWV 40
- Модест Мусоргский (1839–1881) Старый замок из цикла «Картинки с выставки»
- Габриэль Форе (1845–1924) Сицилиана ор.78
Исполнители:
- Виктор Актисов, саксофон
- Лилия Кузнецова, орган