С 25 декабря 2025 года по 13 января 2026 года в наполненном удивительной энергетикой зимних праздников Петербурге будут звучать концерты VIII органного фестиваля «Венок Рождества». Фейерверк стилей, калейдоскоп эпох и вдохновение лучших музыкантов наших дней — все это оставит долгое послевкусие органного празднества. Концерты Фестиваля пройдут на семи петербургских площадках с богатой историей и эксклюзивными интерьерами, а также в городах России.
Теплая и дружественная обстановка, чудесная музыка, уникальные интерьеры храмов в атмосферных исторических локациях Северной столицы и семь разных органов — более, чем на неделю Петербург наполнится неповторимым многоголосием короля инструментов. Именно поэтому, наш Рождественский органный марафон проходит под девизом «Орган над городом»!
Орган при свечах «Ave Maria и мировые шедевры. Талантливая петербургская органистка Светлана Фурник станет вашим проводником в волшебный мир звуковых образов наступившего Нового года и светлого времени Рождества.
Вечер откроет грандиозное сочинение великого предшественника Баха Дитриха Букстехуде, в котором объединены виртуозная прелюдия, сложнейшая фуга и старинный танец чакона. К великой молитве Ave Maria на протяжении веков не устают обращаться как композиторы, так и исполнители. Она давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, продолжают присоединяться новые. Версия Ave Maria Баха — Гуно знаменита тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот признанный шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской «подделкой» Владимира Вавилова —ленинградского гитариста и лютниста, автора многочисленных музыкальных мистификаций, ставших шедеврами.
Великий Иоганн Себастьян Бах представлен монументальным двухчастным циклом, очаровательной Пасторалью, столь созвучной рождественскому времени, и органной версией легендарной оркестровой Арии. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Органная книжечка (Orgel-Büchlein) — сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха.
Выдающийся композитор, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель Мендельсон-Бартольди, открывший миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха, представлен одной из шести органных сонат — центра органного творчества композитора. Яркая краской праздничного вечера — знаменитое рондо из музыки к спектаклю «Абделазар» Генри Перселла — «британского Орфея», создавшего музыку более, чем к 50 театральным постановкам.
Концерт завершит одно из самых популярных в западном мире рождественских песнопений «Тихая ночь». Его написал немецкий органист и композитор Франц Грубер на текст священника Йозефа Мора. Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее Каролино-Августеум. Вот уже третий век она прославляет рождение Иисуса на разных языках во всем мире.
Орган при свечах: Ave Maria и мировые шедевры — лучший подарок к Новому году.
Ротонда Дома голландской церкви (Центр искусства и музыки на Невском 20) – уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020 году.
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137
- Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
- Иоганн Себастьян Бах Хоральные прелюдии из «Органной книжечки»:
- Christum wir sollen loben schon BWV 611
- Wir Christenleut BWV 612
- In dir ist Freude BWV 615
- Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 5 ре мажор ор. 65/5
- Иоганн Себастьян Бах Ария из Оркестровой сюиты № 3 BWV 1068
- Генри Пёрселл (1659–1695) Рондо из сюиты «Абделазар»
- Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
- Иоганн Себастьян Бах Пастораль фа мажор BWV 590
- Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
- Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга до мажор BWV 545
- Франц Ксавьер Грубер (1787–1863) Stille Nacht, heilige Nacht (Тихая ночь, святая ночь) H.145 в аранжировке для органа Генри Джила
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов — Светлана Фурник, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.