Органная Германия и французские сюрпризы

Продолжительность: 1 час 10 минут

Органная Германия и французские сюрпризы — в концерте московской гостьи органных вечеров на Ковенском Юлии Лотовой прозвучат сочинения Баха, его старших современников и музыка французских романтиков.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Георг Бём также известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.

100, 200, 300 лет спустя музыка германского гения Иоганна Себастьяна Баха всегда была, будет и останется необычайно созвучна любой эпохе, вызывая неизменный интерес для творческих поисков многочисленных музыкантов. Вы услышите два сочинения веймарского периода, в числе которых масштабный двухчастный цикл Прелюдия и фуга ля минор, поражающий грандиозностью масштабов, которые приближают сочинение к жанру симфонии, и Фантазию, к которой позже была добавлена фуга. Существует версия, что ее создал один из его сыновей Баха.

В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. Шарль Гуно использовал ее в качестве аккомпанемента к пьесе для скрипки или виолончели, названой «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, затем была положена на канонический латинский текст. Ave Maria Шуберта тоже была написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.

Франция представлена именами Александра Боэли. Камиля Сен-Санса и Жозефа Боннэ. Боэли оставался верен прекрасной эпохе барокко и безуспешно пытался продвинуть её наследие. Блестящий талант музыканта, которого не ценили при жизни, был отмечен великим органистом и композитором Сезаром Франком. В программе прозвучит органная версия знаменитого «Лебедя» из «Карнавала животных» Сен-Санса, который, кстати, блестяще владел органом и служил церковным органистом в одной из самых почитаемых церквей Парижа во имя Святой Марии Магдалины, изумляя современников своими импровизациями. Выдающийся потомственный органист и композитор Жозеф Боннэ представлен чудесной пьесой «Эльфы». Музыкант служил органистом в церкви Сен-Эсташ в Париже, сменив на этом посту своего выдающегося наставника Александра Гильмана, затем его деятельность продолжилась в США и Канаде.

Органная Германия и французские сюрпризы — грандиозный органный вояж за один вечер!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия до минор BWV 562
  • Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöten sein (Когда мы в тягчайших бедствиях) BWV 641
  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор
  • Георг Бём (1661–1733) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш на небесах)
  • Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Лебедь
  • Жозеф Боннэ (1884–1944) Эльфы
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Александр Пьер Франсуа Боэли (1785–1858 ) Фантазия и фуга си бемоль мажор op.18 №6

Исполнитель :

Лауреат премии Органист года 2022 Юлия Лотова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.