Органная Германия: от Баха до Мендельсона

22.12
16:00
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском

Органный концерт «Органная Германия: от Баха до Мендельсона».

Органная Германия: от Баха до Мендельсона — невероятное путешествие сквозь эпохи. Величие опусов Букстехуде, смешение различных европейских традиций в музыкальном языке Муффата, бескрайний космос Баха и переосмысление фундаментальных немецких традиций в творчестве великого романтика Мендельсона.

Дитрих Букстехуде — композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Именно там он организовал открытый фестиваль органной музыки. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.

Георг Муффат учился в Париже служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для короля инструментов Apparatus musico organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Необъятное органное наследие Иоганна Себастьяна Баха охватывает множество жанров. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В творчестве Баха обработка протестантского хорала достигла вершины развития. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через всё творчество великого романтика. Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Мендельсон прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился цикл из Шести сонат, ставший центром органного творчества Мендельсона.

Неожиданный финал вечера — Пассакалья из оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова».

Органная Германия: прогулка через века.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ми минор BuxWV 142
  • Канцонетта ля минор BuxWV 225
  • Георг Муффат (1653–1704) Токката Tertia из сборника Apparatus Musico Organisticus
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöten sein (Когда в великой мы нужде) BWV 641
  • Токката и фуга фа мажор BWV 540
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната ре минор оp. 65 № 6
  • Дмитрий Шостакович (1906–1975) Пассакалья из оперы «Катерина Измайлова»

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

  • Аида Глухова, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.