Органная Германия: от Баха до Мендельсона

21.06
20:15
КУПИТЬ БИЛЕТ
Продолжительность: 1 час 10 минут

Органная Германия: от Баха до Мендельсона. Мост из изысканной эпохи барокко в стихию романтизма. Германия — страна номер один в истории развития мирового органного искусства. Выдающиеся композиторы разных эпох, органисты-виртуозы и, конечно же величайшие династии органостроителей, многие из которых продолжают создавать уникальные инструменты по сей день. В самой Германии в настоящий момент насчитывается более 50 тысяч органов! Ощутить немецкую органную историю во всем ее многообразии приглашает Наталья Михайлова.

Бах представлен грандиозным двухчастным циклом и хоральной обработкой. «Дорийская» Токката и фуга ре минор получила свое название за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад. В сочинении явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций струнных концертов неистового венецианца.

В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной этого жанра. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, которые объединены композитором в несколько циклов.

Иоганнес Брамс в XIX столетии возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Сочетание строгости и проникновенного лиризм — визитная карточка композитора.

Мендельсон — первооткрыватель Баха в XIX веке. Бережно сохранив традиции великого учителя, он наполнил их новаторством своего времени. Мендельсон прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Именно из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился цикл из Шести сонат — центра органного творчества Мендельсона, что наполнило его разножанровой эклектичностью.

Творчество Роберта Шумана представлено этюдами в форме канона для педального фортепиано, гибрида рояля и органа, снабженного ножной клавиатурой по аналогии с органом.

Финал концерта — «Осанна» Ференца Листа, созданная на музыкальном материале его кантаты «Гимн солнцу Франциска Ассизского».

Органная Германия. Присоединяйтесь к уникальному вояжу!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор (Дорийская) BWV 538/1; Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BWV 683; Фуга ре минор (Дорийская) BWV 538/2
  • Иоганнес Брамс (1833–1897) Две хоральные прелюдии из 11 хоральных прелюдий для органа ор. 122 №№ 10, 9:
  • Herzlich tut mich verlangen (Всем сердцем стремлюсь я к блаженному концу)
  • Роберт Шуман (1810–1856) Три этюда в форме канона из цикла «Шесть этюдов в форме канона для органа или педального фортепиано» ор. 56:
  • 1. Nicht zu schnell
  • 2. Mit innigem Ausdruck
  • 4. Innig
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 6 ре минор ор.65; Choral — Andante sostenuto — Allegro molto; Fuga. Sostenuto e legato; Finale. Andante
  • Ференц Лист (1811–1886). Осанна

Исполнитель:

Лауреат международных конкурсов

  • Наталья Михайлова, орган

Продолжительность концерта — 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.