Органные вселенные: Германия и Франция

Продолжительность: 1 час 10 минут

Органные вселенные: Германия и Франция. Барокко и романтизм. Петербургская органистка Мария Зырянова приглашает совершить незабываемый вояж по двум органным державам.

Георг Муффат – интереснейшая фигура. Его творчество – важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, оказавший бесспорное влияние на формирование органного стиля Баха.

Органный мир Иоганна Себастьяна Баха – не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в вечность; его творчество оказало неоспоримое влияние на развитие композиторских школ последующих эпох.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа.

Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, он в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времен.

Пьер дю Маж – композитор и органист королевской коллегии Сен-Квентин. В возрасте 45-ти лет он ушел в отставку, так как не смог совмещать работу органиста с обязанностями управляющего королевскими хранилищами соли в городе.

Традиции барокко и романтизма встретились в творчестве Сезара Франка – великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Великолепное владение незаурядным композиторским мастерством проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого лейпцигского кантора.

Органные вселенные: насладитесь музыкой Германии и Франции.

Программа:

  • Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия для органа g-moll, BuxWV 149.
  • Пьер дю Маж (1674–1751). Сюита первого тона из Первой органной книги (1708)
  • 1. Plein jeu;
  • 4. Tierce en taille;
  • 7. Duo.
  • Георг Муффат (1653–1704). Toccata tertia из сборника Apparatus Musico Organisticus (1690).
  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Прелюдия и фуга для органа c-moll, BWV 546.
  • Хоральные обработки: Ich ruf zu dir Herr Jesu Christ BWV 639.
  • Обработка хорала Wir glauben all`an einen Gott, Schöpfer BWV 680
  • Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа № 5 D-dur, op. 65/5
  • Феликс Мендельсон Andante-Andante con moto-Allegro
  • Сезар Франк (1822–1890) Кантабиле си мажор FWV 36
  • Макс Регер (1873–1916). Интродукция и пассакалия для органа ре минор (1899)

Исполнитель: Мария Зырянова, орган