Органные вселенные: музыка Германии и Франции. В программе петербургской органистки Светланы Фурник встретятся композиторы двух самых органных стран, роскошь барокко и стихия романтизма. Букстехуде и Бах, Франк и Видор – сокровищница органного репертуара.
Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха, с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера, оказавший влияние на молодого Баха, отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично с идеально выстроенной полифонией.
Бах – вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Уникальный цикл родоначальника жанра органной симфонии Шарля Мари Видора Bach’s Memento рожден на основе многочисленных баховских мотивов, созданных для различных инструментальных составов. Легенда Франции, Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!
Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Сезар Франк – органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, даровитый педагог и бессменный органист базилики Сент-Клотильд, он писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Немецкая линия концерта продолжится сочинениями Райнбергера и Вагнера. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Яркость и склонность к экспериментам Вагнера, Листа, а также других великих романтиков заслонило творчество их скромного коллеги. Мастер контрапункта и композиции, музыкант создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка – выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», – сказал как-то композитор. Молитва из первой оперы Рихарда Вагнера «Риенци» в органной транскрипции в очередной раз продемонстрирует безграничные возможности короля инструментов, способного заменить симфонический оркестр.
Органные вселенные – музыка Германии и Франции в разгар петербургской весны.
Программа:
- Дитрих Букстехуде (1637-1707). Чакона до минор BuxWV 159
- Иоганн Себастьян Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
- Шарль Мари Видор (1844-1937). Сицилиана из цикла Bach's Memento (Памяти Баха): Marche du Veilleur de Nuit, Aria, Mattheus-Final
- Рихард Вагнер (1813-1883). Молитва из оперы «Риенци» (транскрипция для органа. Вестбрука)
- Сезар Франк (1822-1890). Хорал ля минор FWV 40
- Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839-1901). Пассакалия из Сонаты № 8 ор. 132
Исполнитель:
Светлана Фурник, орган