Органный гала-концерт концерт «Бах и немецкий романтизм»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Бах и немецкий романтизм — грандиозный гала концерт лучших петербургских органистов нового поколения во главе с их наставником, легендарным Даниэлем Зарецким, одним из самых востребованных исполнителей и успешных преподавателей нашего времени. Великий Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.

Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. Некоторые из них даже писали музыку, используя код имени гения. Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.

Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Кстати, Райнбергер был одним из самых востребованных педагогов по композиции своего времени. Будучи весьма консервативным в своем творчестве, он учил композиции, придерживаясь строгой классической традиции. В числе его многочисленных учеников — великий дирижер Вильгельм Фуртвенглер и известный физик Макс Планк! Райнбергер сочинял в самых разных жанрах, от песни до оперы и симфонии. В наши дни более всего известны его сонаты для органа, которых было создано 20.

Макс Регер — последний из немецких романтических «бахианцев», творивший в разных стилях. В XIX веке он возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Регер – поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений. «Себастьян Бах для меня — начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс».

Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма, Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. Хорал Nun danket alle Gott (Теперь возблагодарите все Господа) был создан специально для открытия уникального органа знаменитой фирмы F. Walcker & Co Домского собора города Риги. Оно может быть исполнено как одним только органом, так и вместе с хором и медными духовыми инструментами.

Бах и немецкий романтизм — лучшие сочинения и лучшие органисты!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (Allegro – Grave – Presto)
  • Исполняет Елизавета Толмасова
  • Прелюдия и фуга си минор BWV 544
  • Исполняет Каллиника Медведева
  • Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Соната для органа №11 ре минор ор.148: I часть
  • Исполняет Полина Курдюкова
  • Макс Регер (1873-1916) Токката и фуга ля минор оp.80
  • Исполняет Вероника Богданович-Язвинская
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №6 ре минор ор. 65 (I.Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto – II.Fuga: Sostenuto e legato – III. Finale: Andante)
  • Исполняет Иван Царёв
  • Ференц Лист (1811–1886) Прелюдия и фуга на тему BACH
  • Исполняет Аида Глухова
  • Ференц Лист Хорал Nun danket alle Gott

Исполняет заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий

Исполнители:

Заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий, орган

Лауреаты международных конкурсов Елизавета Толмасова, Каллиника Медведева, Полина Курдюкова, Вероника Богданович-Язвинская, Иван Царёв, Аида Глухова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.