Органный гала-концерт «Во вселенной Баха»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Во вселенной Баха — грандиозный гала-концерт московских гостей органных вечеров на Ковенском. Альфа и омега органной Вселенной Иоганн Себастьян Бах доказал своей гениальной музыкой, что время бесконечно. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Творчество Баха неизменно притягивало и продолжает притягивать многочисленных исполнителей, композиторов и публику. В этот вечер с Иоганном Себастьяном встретятся многочисленные преемники его традиций, прославившие немецкую музыкальную культуру.

Бах представлен двумя масштабными двухчастными циклами и хоральной обработкой — жанром, занимающим одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, во многом пересекающиеся с баховскими принципами письма. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка композитора.

Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработка хорала. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Макс Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. «Себастьян Бах для меня — начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс» — говорил Регер, позиционировавший себя как убежденный бахианец. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, — лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.

Во вселенной Баха — золотой фонд органного репертуара!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.

Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.

Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия соль мажор BWV 568
  • Хоральная обработка Aus der Tiefe rufe ich BWV 745
  • Прелюдия и фуга си минор BWV 544
  • Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга до минор соч.
  • Роберт Шуман (1810–1856) Две фуги из цикла Шесть фуг на BACH ор. 60
  • Феликс Мендельсон-Бартольди Соната до минор ор.65 № 2: Grave – Adagio – Allegro maestoso e vivace – Fuga. Allegro moderato
  • Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор
  • Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната № 1 ре минор соч. 11
  • Allegro – Andante – Allegro – Andante con moto
  • Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10

Исполнитель:

  • Заслуженный артист РФ Александр Фисейский, лауреаты международных конкурсов
  • Алиса Саввушкина, Виктор Качулин, Ксения Подлипчук, Анастасия Ильясова, орган (Москва)