Органный концерт «Апофеоз Барокко. Musica Sacra»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Апофеоз Барокко. Musica Sacra — вас ждут вокальные и органные шедевры одной из самых ярких эпох в истории человечества. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов этой удивительной эпохи породили Италия и Германия. В Италии вершиной стиля стал Антонио Вивальди, в Германии — Иоганн Себастьян Бах, чьи органные сочинения откроют и завершат музыкальный вечер.

В творчестве Баха хоральные обработки занимают свою особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. Органные обработки хоралов в эпоху барокко были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа — мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. In dulci jubilo (В сладостном ликовании) — относится к рождественскому периоду. Баховскую тему продолжат арии из двух самых известных его ораторий: Рождественской и Страстей по Матфею, перекинув мост из рождественских воспоминаний в ожидание Пасхи.

Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха, которая затем преобразилась в вокальную версию на канонический латинский текст.

Псалом Nisi Dominus был одним из самых востребованных в творчестве композиторов эпохи барокко. Опус Антонио Вивальди для альта в сопровождении ансамбля, вероятнее всего, написан для девочек в Ospedale della Pieta — приюта при монастыре для девочек сирот. Совмещая должности преподавателя игры на скрипке и хормейстера, Вивальди приобрел уникальную возможность осуществлять свои самые смелые творческие идеи. Кантата

Stabat mater — самое известное сочинение выдающегося итальянца Перголези, прожившего всего 25 лет, менее 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Композитор же почил практически сразу после завершения своего шедевра. Проверенная временем гениальная музыка и сейчас продолжает трогать публику до глубины души, вызывая чувство глубочайшего катарсиса.

В этот вечер вас ждут и две мистификации. Популярнейшая церковная ария Pieta, Signore, приписываемая самобытнейшему композитору Алессандро Страделле, на самом деле принадлежит французскому автору девятнадцатого столетия Луи Нидермайеру и является арией из оперы «Страделла», посвященной воистину романтической жизни композитора. Музыкант погиб от рук наемных убийц в самом расцвете творческих сил, а оперы на основе его загадочной биографии написаны также Флотовым и Франком. Panis Angelicus — самое известное сочинение выдающегося органиста и композитора, главы французской романтической органной школы Сезара Франка. Это предпоследняя строфа текста гимна «Sacris Solemnis», написанного Фомой Аквинским для Праздника Тела и Крови Христовых. Отдельное сочинение, созданное для тенора, арфы, виолончели и органа композитор впоследствии включил в свою мессу — Messe à troi voix Opus 12. Вечер завершится самым «органным» в мире сочинение — Токкатой и фугой ре минор Баха.

Апофеоз Барокко. Musica Sacra — погружение в атмосферу одной из самых загадочных эпох.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия In dulci jubilo BWV 729
  • Сезар Франк (1822–1890) Panis Angelicus из мессы Messe à troi voix оp. 12 FWV 61
  • Луи Нидермайер (1802–1861) Церковная ария Pieta, Signore(приписывалась Алессандро Страделле)
  • Иоганн Себастьян Бах Ария альта Buss und Reu из оратории «Страсти по Матфею» BWV 244
  • Антонио Вивальди (1678–1741) Cum Dederit из кантаты Nisi Dominus RV 608
  • Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) Ария альта Fac ut portem из кантаты Stabat Mater
  • Джованни Батиста Перголези Ария альта Quae maerebat et dolebat из кантаты Stabat Mater
  • Иоганн Себастьян Бах Ария альта Bereite dich zion из Рождественской оратории BWV 248
  • Томмазо Джордани (1733–1806) Ария Caro, mio ben
  • Иоганн Себастьян Бах — Шарль Гуно (1818–1893) Аве Мария
  • Франческо Бартоломео Конти (1681–1732) Ария Quella fiamma che m’accende
  • Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Исполнители:

  • Светлана Оршанская, меццо-сопрано
  • Александра Артеменко, меццо-сопрано

Николай Бронзов, орган