Органный концерт «Ave Maria и Бах по-итальянски»

Продолжительность: 1 час 10 минут

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Ave Maria и Бах по-итальянски — голос и орган. Ave Maria, искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран — прозвучит в версиях Шуберта и Сен-Санса, Баха-Гуно и Пьяццоллы, Бизе и Файнера.

Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные в наши дни. Вариант Баха-Гуно знаменит тем, что в качестве аккомпанемента французский композитор использовал до мажорную прелюдию Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира. Шедевр, созданный Шубертом, написан на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера», переведенной на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.

Ave Maria Пьяццоллы в оригинале написана для солирующего гобоя с оркестром для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудией Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен ее вокальный вариант на стихи Роберто Бертоцци, исполненный знаменитой певицей Мильвой. А вот Ave Maria, приписываемая Каччини, оказалась мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова.

Клавирный концерт — новый жанр, созданный Бахом, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов. Наиболее известны из них органные транскрипции струнных концертов Вивальди, творчество которого вдохновило лейпцигского кантора на создание проверенных временем шедевров. Интересно, что почти все баховские клавирные концерты изначально были написаны как скрипичные, а уже затем были переложены самим Иоганном Себастьяном для клавира. Итальянский концерт, который прозвучит в органной версии, создан в 1735 году для клавира соло, а в его названии уже заложена география жанра.

Ave Maria и Бах по-итальянски — вечер открытий.

Программа:

  • Иоганн Себастьян Бах (1985–1750) Итальянский концерт BWV 971
  • Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
  • Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland (Приди, язычников спаситель) BWV 659
  • Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
  • Жорж Бизе (1838–1875) Ave Maria
  • Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria
  • Владимир Файнер (1966*) Ave Maria
  • Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
  • Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria

Исполнители:

  • Ангелина Огаркова, сопрано
  • Алие Абдурашитова, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.